Вся шумиха вокруг выбров/назначения нового Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия однозначно свидетельствует об одном важном моменте: данный государственный институт востребован. Есть спрос на работу, а главное – результат работы, специального чиновника, который призван защищать права бизнеса при взаимоотношениях с государственной властью. Это не может не радовать.
Но то, что случилось в Хакасии, свидетельствует еще о нескольких побочных факторах. Прежде всего о том, что система взаимоотношений бизнеса и власти находится в «загоне». Все попытки выстроить конструктивные отношения с привлечением общественных организаций бизнеса, Общественной палаты, союзов и т.д. и т.п. для Хакасии обернулись появлением касты приближенных к власти бизнесменов (те же депутаты Верховного Совета, местных городских и районных Советов депутатов) и тех, кто отлучен от поддержки государства (конкурсы, тендеры) в связи с недостаточной лояльностью власти. Не важно какой – прошлой или нынешней…
Еще одна проблема – созданный в тренде модных начинаний и установок Главы государства региональный институт бизнес-омбудсмена по примеру федерального Уполномоченного Бориса Титова не стал в Хакасии тем, чего от него ждали. История появления г-на Кудашкина на этой должности (которая пять лет назад мало кому была интересна и понятна), до сих пор покрыта мраком. Возникла фигура, широко не известная, никому не мешавшая – ну и пусть. Через пять лет все круто поменялось, поскольку возникла конкуренция. А конкуренция – это всегда интересно.
В какой-то момент сменилась сама схема выборов (назначения) Уполномоченного. Кто её инициировал и зачем – не столь важно. Просто процедуру унифицировали с форматом назначения Уполномоченных по правам человека и Уполномоченного по правам детей. Интересно, что под эту же шумиху отдельно попытались продвинуть идею учреждения института Уполномоченного по защите прав инвалидов. Но пока не прошло.
А вот с бизнес-омбудсменом все пошло как-то не так. Пока что все сосредоточилось на личностях. Кудашкин против Мяхара, Мяхар против Кудашкина. Хотя, на мой взгляд, это неверная постановка вопроса. И вот почему.
Во-первых, надо признать, что Василий Кудашкин работал на должности Уполномоченного в силу своего личного понимания и видения целей и задач. При этом стараясь оставаться в рамках закона, регламентирующего работу Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Отсюда – легкое недопонимание со стороны бизнеса и власти того, чем же все-таки занимался пять лет г-н Кудашкин. Если анализировать его публичные выступления, аккаунты в социальных сетях – информированием, анализом и обобщением информации, активным участием в семинарах, конференциях, форумах.
Во-вторых, сегодня, когда у бизнеса Хакасии, особенно – малого и среднего, огромный запрос на контакт с органами государственной власти и местного самоуправления, г-н Кудашкин не высказал своей позиции по самым острым проблемам.
Это – энерготарифы, тарифы на коммунальные услуги, техусловия по присоединению к инфраструктуре. Об этом говорится много, и в данной ситуации бизнес-омбудсмен остался сторонним наблюдателем, не проявив принципиальной позиции. Ограничился, так сказать, констатацией факта, что высокие тарифы несут огромный ущерб делу развития МСП в регионе.
Это – вопрос кадастровой оценки недвижимости, в том числе – земельных участков. Этой проблеме – минимум шесть лет. Первыми её подняли владельцы коммерческой недвижимости в Абакане, которые были вынуждены платить налог на имущество как по республиканским налогам, так и по местным городским. По максимальным ставкам. В течение шести лет бились владельцы ТЦ, офисных зданий, производственных и складских помещений за снижение либо ставки налога, либо уровня оценки имущества. В прошлом году кое-как и через длительные согласительные процедуры на базе Общественной палаты РХ им частично это удалось. Но опять же – не в интересах большинства предпринимателей, которые торгуют или оказывают услуги на площадях 20-40 кв. м., а к выгоде так называемых «тысячников», т.е владельцев многих сотен квадратных метров недвижимости. Но прежде прошло резкое сокращение использования имущества (площади просто законсервировали и вывели из-под налогообложения), многочисленные конфликтные суды, Кадастровая палата была вынуждена сформировать специальную комиссию по переоценке имущества (а это в свою очередь привело к потерям налоговых поступлений в бюджеты), ряду показательных банкротств и уходу предпринимателей в соседние регионы. И со стороны бизнес-омбудсмена г-на Кудашкина весьма красноречивая невнятная позиция.
В-третьих, то «театральное» действо, которое разворачивается сейчас на наших глазах вокруг процедуры выборов Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия, пусть и болезненно, но вскрыло все нарывы существования бизнеса в Хакасии. Одним словом их можно охарактеризовать просто: «Спасение утопающих – дело самих утопающих». И появление в данном контексте Александра Мяхара как кандидата на это назначение Верховным Советом республики более чем логично. Несмотря на все заслуги Василия Кудашкина. Да, он первым прошел начало пути, но этого сегодня мало, катастрофически мало. Можно приводить десятки аргументов в пользу того, что Василий Кудашкин должен продолжить свою работу, но по отношению к Александру Мяхару все перевешивают два обстоятельства. Первое – опыт предпринимательской деятельности «на земле». Второе – политическая деятельность в партии РОСТа (Партия Бориса Титова) и в выборах 2018 года. Умение слушать и слышать оппонентов, находить компромиссы и на равных разговаривать с представителями власти в интересах тех, кто формирует налоговые отчисления в бюджеты, прежде всего – местные. Их состояние описывать не стоит – всем знакомо их плачевное состояние.
Вывод напрашивается соответствующий: либо институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Хакасии благодаря конструктивной и консолидированной позиции бизнеса, губернатора и депутатов получит новый мощный импульс для развития и работы в интересах предпринимательского сообщества, а значит, и в целом для Хакасии; либо победят консервативно-реакционные силы, действующие по принципу «Баба Яга всегда против!».
Я лично не могу себя отнести к бизнес-сообществу, но вся вот эта возня (а по-другому я это назвать не могу) вокруг Уполномоченного по бизнесу вызывает и досаду, и тревогу. Особенно когда важный с точки зрения нормального существования и развития общества вопрос переводят в политическую плоскость и искусственно нагнетается напряженность, как будто речь идет как минимум о выборах уровня главы субъекта. И второе соображение: создать конфликтную ситуацию вокруг обыденной бюрократической процедуры – это тоже талант. Только вот чей и чьих интересах?..
Дмитрий Буреев
Дмитрий Буреев о политической ситуации в Хакасии. Личность в студии
Кузьма Буреев Прятков