На днях завершился Красноярский экономический форум, посвященный стратегии развития Сибири. С чем Хакасия пришла на КЭФ, какое место в масштабных может занять и что для этого нужно делать – обсудили в программе «Аргументы» экономист Татьяна Ковалева и политик и общественный деятель Александр Мяхар.

Сибирь в ближайшие годы может в два раза увеличить производство валового внутреннего продукта, об этом говорили на КЭФ 2023, где были представители 10 иностранных государств и 65 регионов России, в том числе и Хакасии. Этот форум стал самым масштабным по количеству участников и числу инвестиционных соглашений. Наверно, руководство нашей республики не осталось в стороне и в полной мере воспользовалась открывающимися возможностями?

«Готовясь к программе, я просмотрел федеральные и краевые издания и практически нигде не нашел упоминания Хакасии. На КЭФ 2023 нас будто не было», – ответил на этот вопрос ведущий программы «Аргументы» Петр Пермяков.

От пресс-службы главы РХ известно, что Валентин Коновалов встретился с вице-президентом РУСАЛа Еленой Безденежных, с которой обсудил расширение мощности алюминиевых заводов и помощь компании в развитии сельского хозяйства и туризма. Также была встреча с директором СГК и СУЭК, на которой обсуждались проекты СГК, реализуемые в республике. Еще подписано соглашение со «Сбером» о создании «Карты жителя Хакасии». Можно ли это назвать продуктивной поездкой?

Как отметила кандидат экономических наук Татьяна Ковалева, продуктивностью не отличаются вообще все поездки Валентина Коновалова на какие-либо форумы: «А какие вообще договоры о намерениях, о проектах инвестиций были подписаны на аналогичных мероприятиях в Красноярске, на Петербургском международном экономическом форуме? Сначала Валентину Олеговичу было сложно, он губернатор молодой, но в последние два года мероприятия проходил, какие-то договоры заключались, происходили переговоры. А какая эффективность этих мероприятий? Какая отдача? Что по итогу мы получили?»

«Экономика должна быть эффективной. Были объявлены три вот эти вещи (переговоры со «Сбером», СГК и РУСАЛом, – прим. ред.), а какие конкретно проекты? Что у нас будет? Не «в каких отраслях», а что конкретно, в какие сроки? Как будут возвращаться эти инвестиции? За счет чего будут дофинансироваться?» – продолжила Татьяна Ковалева и добавила, что ей неизвестны инвестиционные проекты, которые финансово поддерживаются главой Хакасии.

Однако в каждом событии надо видеть свою пользу, считает Александр Мяхар, и прошедший экономический форум несет пользу в первую очередь для избирателя, для рядового жителя Хакасии. То, что Хакасии «как будто и не было» на форуме, это показатель того, как власть региона сейчас относится к экономике.

«Я напомню, что форум происходил на фоне того, что в сельском хозяйстве у нас зреет бунт. Вступают новые правила по забойным цехам, забитую на подворьях птицу уже нельзя будет сдавать, а конкретных ответов от исполнительной власти о том, что с этим делать, нет», – отметил Александр Мяхар.

«Второе: Валентин Коновалов, уезжая на форум, высказал свое желание о введении моратория на добычу и разведку в золотодобывающей отрасли, что грозит потерей рабочих мест. Да, выдано множество поисковых лицензий. Но зачем мерить всех под одну гребенку? Это показатель того, как относятся к инфраструктурной отрасли.

Еще один момент, на фоне чего проходил форум: Гаранин получил свой срок. А это «лесная мафия». Еще один большой экономический пласт – это леса Хакасии. Практически уничтожились автономные учреждения, сейчас практически уничтожаются лесничества, и что мы в итоге имеем? Поднятие цен на пиломатериал, пожарную опасность, и создание некоего министерства лесного хозяйства – это показатель определенной агонии. Обо всех этих инфраструктурных вещах, которые происходят в республике, абсолютная тишина.

Один из основных кластеров, двигатель развития республики – это угольная отрасль. Уже поднималась проблема того, что в перспективе ближайшей пятилетки мы можем столкнуться с закрытием вообще этой отрасли на территории Хакасии».

Об этой проблеме Александр Мяхар рассказал «Пульсу Хакасии» подробнее:

«На этот год регламентированная отгрузка 6,1 млн тонн. И при этом бравируют, мол, это на 27% больше чем в прошлом году. В прошлом году вообще был коллапс, общая отгрузка в районе 5 млн. А смысл-то в чем, если есть документ подписанный Андреем Рэмовичем Белоусовым и ратифицированный Владимиром Путиным, о том, что для Хакасии норма должна быть не менее 8,6 млн только для восточного направления. Часть, конечно, до сих пор идёт на запад, но это мизер, может, 1 млн, и это при том, что добывается-то порядка 40 млн в год! Это же живые деньги экономики – они уже есть и надо просто взять.

Выпадает инфраструктурный и мощный кластер – угольная промышленность. Как работаю регионы? На опережение. Напомню, что притеснение наших отгрузок было из-за Якутии, из-за Эльгинского месторождения. Когда в прошлом году стало ясно, что после СВО про западное направление можно забыть, а БАМ не справляется, заметьте, уже в начале апреля, то есть через полтора месяца после начала СВО, в Якутии стал реализовываться проект строительства железнодорожной ветки от месторождения до Охотского моря, с целью создания портовых отгрузок. Протяженность ветки почти 500 км, а сумма инвестиций в проект 100 млрд. Тогда в реализацию мало кто верил, но строят и наконец построят. Сроки оценивались в 5 лет, но Эльга форсирует строительство. Уже сейчас от Эльги до БАМа едет почти 25 млн тонн.

Нам о таком только мечтать, и мощности будут наращиваться. В чем угроза? А уголь по своим характеристикам схож с нашим, плюс к этому граница рядом, логистические издержки ниже – то есть демпинг, огромное конкурентное преимущество. К этому добавьте новые территории РФ, Донбасс – это уголь, сложите дважды два, и – привет, Хакасия».

По словам Александра, Хакасия уже в этом году столкнется с дефицитом налогов.

«С РУСАЛом заключено определенное соглашение. Но возникает вопрос: а почему такое дифференцированное отношение к разным отраслям в республике? К примеру, Сорский ГОК освободили от налогов, а это тоже часть большого холдинга En+, к которому относится РУСАЛ. Где внимание к остальным отраслям? В сельском хозяйстве – вопросы, в лесной отрасли – вопросы, в золотодобывающей – вопросы. Это говорит о том, что комплексного стратегического развития республики, хотя бы на пять лет вперед, нет. Спуститесь с небес на землю, придите к тем же фермерам, соберите их и начните нормальный диалог. Постройте банальное овощехранилище, о котором мы говорим несколько лет. Это и будет реальная экономика, это и будет развитие Сибири».

Итогом такого отношения становится то, что Хакасии в «Енисейской Сибири» отведено место вахтового придатка.

«С нами не разговаривают один на один, как с равным. С нами разговаривают с некой ухмылкой, методом протокольных отношений и намерений. Это происходит не потому, что у нас пришел к власти оппозиционный человек. Это происходит потому, что нет фактурных предложений, нет четких экономических обоснований. Бизнес всегда работает с тем, с кем выгодно. Он идет туда, где работают деньги. К сожалению, на сегодняшний момент бизнес в республику не идет, бизнес из республики, наоборот, уходит. Если мы не видим развития в одном направлении, давайте работать в других. Но, опять же, все это в теории. Сейчас мы не используем даже то, что имеем под ногами», – добавил Александр Мяхар.

Как отметила Татьяна Ковалева, если ты не понимаешь, во что хочешь развить республику, то непонятно, что делать: «Это как в сказке про Алису: если не знаешь, куда идти, можешь идти вообще в любую сторону».

Переломить ситуацию можно, но для этого, по словам Татьяны Ковалевой, понадобится около трех лет активной работы.

«Есть замечательная фраза, которая гласит: работайте, братья. И эта фраза относится к экономике, как к такому же фронту. Нет большей ценности, чем благосостояние граждан нашей страны, и каждый по мере своих сил должен это благосостояние приумножать. Будут работать люди, находящиеся у власти, – будет все нормально», – подвел итог Александр Мяхар.

Работать, работать и еще раз работать на принципах профессионализма – таков рецепт выхода из кризиса от участников программы «Аргументы».

Подписаться
Уведомление о

2 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Александр Мясников
1 год назад

вы нарвались на настоящую рыночную конкуренцию…. поняли что такое рынок…
только и всего.
наконец-то осознали. что логистические ограничения существуют…
Это я про уголь. Только и всего…

нужен выход….
Ищите….
вы пели диферамбы бизнесу? вперед и с песнями

МИХАЛЫЧ
Reply to  Александр Мясников
1 год назад

СПЛОШНОЕ СЛОВОБЛУДИЕ.ЛИШЬ БЫ ПОРИСОВАТЬСЯ ПЕРЕД ПУБЛИКОЙ.СНАЧАЛА УПИВАЛИСЬ КРИТИКОЙ МАСШТАБНОГО РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ,ДОБЫЧИ ЗОЛОТА,А СЕЙЧАС СМАКУЕМ ПО ПОВОДУ ОТСУТСТВИЮ ВНИМАНИЯ К ЭТИМ ОТРАСЛЯМ.СКАЗОЧНИКАМ ПОНЯТЬ ОДНО СТРАНА У НАС БОЛЬШАЯ.И ВНИМАНИЕ РУКОВОДСТВА СТРАНЫ ПРИКОВАНО К ТЕМ РЕГИОНАМ ,К ТЕМ ВИДАМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ,КОТОРЫЕ ВЫГОДНО РАЗВИВАТЬ В ИНТЕРЕСАХ ВСЕЙ СТРАНЫ.ДА ВОТ ПОЯВИЛАСЬ ИДЕЯ СТРОИТЬ ДОРОГУ В КИТАЙ ЧЕРЕЗ АБАЗУ,ПОРА ДОСТРОИТЬ АВТОДОРОГУ ДО НОВОКУЗНЕЦКА.ТАК ЭТИМ И НАДО ЗАНИМАТЬСЯ. ВОТ ЭТО И БУДЕТ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В НАШЕЙ РЕСПУБЛИКЕ.