Одно из самых нашумевших законодательных изменений в сфере ЖКХ за последнее время — новые правила начисления общедомовых нужд, которые вступили в силу с 1 сентября этого года. О том, что это значит для жителей Хакасии, в прямом эфире ЦУР рассказал заместитель министра — руководитель Департамента жилищного надзора Министерства строительства и ЖКХ РХ Дмитрий Комаров.
— В соцсетях уже пошли разговоры о том, что за должников теперь должны будут платить их соседи. Так ли это? Расскажите, что изменится по новым правилам?
— Тема очень животрепещущая и мы это осознаем. Необходимо сказать, что соответствующее постановление, изменяющее порядок распределения платы за общедомовые нужды, было издано еще в феврале. Был подготовительный период, чтобы регион подготовить, провести анализ об объемах и рисках. И вот с сентября этот порядок вступил в силу. На ваш вопрос о распределении задолженности отвечу ясно и хочу, чтобы все для себя усвоили: задолженность никаким образом не распределялась и распределяться между соседями не будет. Задолженность всегда остается с должником до самого момента ее фактического взыскания через суд. В этой части собственникам переживать не стоит: долги никогда и ни на кого перераспределены не будут.
— В таком случае, какие изменения нас ждут?
— Изменения следующие. С сентября меняется порядок распределения коммунальных ресурсов, затраченных на содержание мест общего пользования. Мало кто понимает, что такое ОДН. Есть два термина — это, во-первых, общедомовые нужды, и, во-вторых, услуга, которая предъявляется напрямую собственникам от ресурсоснабжающих предприятий.
В том случае, если в доме избран способ управления управляющей организацией, то этот объем коммунальных ресурсов попадает в УК, которая потом распределяет его между собственниками. Так вот, с сентября принципиально меняется именно порядок распределения этих ресурсов (свет, вода в подъездах, подвалах, чердаках и т.д.).
Здесь необходимо отметить следующее. Раньше управляющая компания собственникам предъявляла только норматив. Все остальное, что свыше норматива, УК была обязана приобрести, то есть это ее были коммерческие риски. А теперь правительство Российской Федерации посчитало, что все сверхнормативные значения следует распределять на собственников, то есть на нас с вами. И управляющая компания тем самым этих рисков нести не будет. То есть государство возложило прямую ответственность на собственников за весь сверх нормативно потребленный ресурс.
— Есть случаи, когда жильцы дома незаконно подключаются к ресурсам в обход своих счетчиков или передают неправильные показания приборов учета. Эта сумма теперь тоже ляжет на плечи остальных жителей дома?
— Именно об этом мы и говорим, обсуждая ОДН. Казалось бы, ресурс вошел в многоквартирный дом, он учтен общедомовыми приборами учета. Логично предположить, что, когда мы сложим сумму индивидуальных квартирных приборов учета, то в идеале цифры должны сойтись. Но почему-то у нас возникает разница. Я в коммуналке не первый год работаю, и лет 10-15 назад у нас, действительно, на домах существовали течи, связанные с внутренними инженерными коммуникациями, когда вода, грубо говоря, уходила в землю, в подвале всё текло и мало кого это волновало. Но за эти годы проведена большая работа. Любой собственник может убедиться, зайдя в подвальное помещение своего дома, что коммуникации в порядке.
Но мы с вами получили другое явление. Сейчас повально в квартирах используют магнитики, и это манипуляции самих собственников. То есть в каждой второй квартире, грубо говоря, кто-то либо не передает показания в срок, либо передает, но не достоверные — уменьшает их, либо магнитики вешает.
Поэтому законодатель обратил свой взгляд именно на жильцов и переложил эту ответственность на собственников помещений с целью как-то отрезвить, призвать к разумному взаимодействию.
— А что делать добросовестным жильцам, чтобы не платить, как говорится, за себя и за того парня? Есть какие-то варианты?
— Да, варианты есть, но, опять же, они были ранее, но собственники не стремились ими пользоваться. Любому человеку проще потребовать, чтобы этим занималась управляющая компания. Но, по сути, управляющая компания в текущий момент не обладает какими-то большими полномочиями, чем собственник. Если не ошибаюсь, с 2017 года отдано право фиксировать фактический объем проживания граждан председателям домовых комитетов и собственникам. У нас есть до сегодняшнего дня достаточное количество таких жилых помещений, где индивидуальные приборы учета не установлены. Люди предпочитают платить по нормативным значениям, и их сложно заставить установить какой-то счетчик, потому что они понимают, что у него в квартире, допустим, прописан один человек, а проживает больше и ресурсов, соответственно, они потребляют больше. Но начисление идёт за одного прописанного. Соответственно, весь дом платит за экономию этого человека.
Так вот, собственникам даны такие полномочия: он могут собраться в присутствии представителя председателя Совета дома, составить акт о количестве фактического проживающего количества граждан в квартире, зафиксировать это актом и направить в адрес исполнителя коммунальных услуг. В свою очередь, он обязан взять с потребителя тот объем, который фактически потреблен. То есть это способ борьбы с так называемыми «резиновыми» квартирами.
Также люди, если подозревают, что собственник использует какие-то магнитики, также вправе обратиться в адрес исполнителя коммунальные услуги, чтобы провести проверку о достоверности показаний приборов учета. То есть у собственников полномочия есть. Вопрос в другом, что, естественно, ни вы, ни я, ни все остальные жильцы не горят желанием заниматься внутридомовым хозяйством. Проще сказать, что у нас есть управляющая компания, пусть она за меня все сделает. Теперь же законодательно собственники отвечают, в том числе, своим кошельком.
— Получается, с октября у нас в расчётках увеличится сумма за ОДН?
— Далеко не факт. Я бы не делал выводы, потому что у нас есть достаточное количество домов, где есть и экономия. В октябре увидим достоверную картину, когда пройдут начисления за сентябрь.