Первый квартал финансового года Хакасия прошла на удивление очень хорошо, что отразилось в значительном пополнении бюджета за счет налогов от крупного бизнеса. Несмотря на то, что это обычное явление, когда в экономике и пополнении бюджета бывают спады и подъемы, эту новость представители КПРФ стали подавать и тиражировать не иначе как бравурно, словно в отдельно взятой республике случилась победа социализма.
Мнением по этому поводу с корреспондентом «Пульса Хакасии» поделился сопредседатель регионального отделения Общероссийского народного фронта и заведующий кафедрой конкурентного права Института права и национальной безопасности Юридического факультета им. М.М. Сперанского РАНХиГС Андрей Тенишев.
– Андрей Петрович, стало известно, что бюджет правительства РХ вырос за счет увеличения доходной части по собственным налогам. Есть ли основания утверждать, что экономика республики стабильно развивается или это лишь кратковременный эффект, который в скором времени испарится?
– За первый квартал 2022 года доходы бюджета региона составляют 12 млрд 580 млн рублей, что в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Большая часть – собственные доходы, а вот трансферов федерального бюджета стало меньше (примерно на 300 млн рублей). Если в процентном соотношении, то примерно минус 10%. Не думаю, что это значительное сокращение. И до сих пор сохраняется неплохая конъюнктура на алюминий и уголь. На фоне изменений, происходящих в мировой экономике, цена на нефть, уголь, газ, иначе говоря, на все энергоносители, в основном, держится на высоком уровне. В первом квартале 2022 года мы все наблюдали значительное ослабление рубля. В этом и есть причина республиканского успеха, но поводов для радости на самом деле мало.
Быть в эйфории точно не стоит, так же как и расслабляться в связи с хорошими итогами 2021 года. Я уже говорил, что прошлый год стал для Республики Хакасия продуктивным. Доходная часть бюджета оказалась рекордной, чего никогда не было. Опять же это произошло из-за хорошей конъюнктуры мировых цен на уголь и алюминий. Еще с предыдущего года я неоднократно говорил о том, что рынки растут и такая тенденция продолжится еще как минимум первый квартал 2022 года. Но на самом деле такая жесткая зависимость бюджетных доходов от мировых цен на уголь и алюминий – это плохо. Положительные тенденции не могут длиться бесконечно, поскольку есть проблемы с рынками сбыта. По крайней мере, это точно относится к РУСАЛу и угольной промышленности. А бюджетным доходам нужна стабильность.
Кроме доходной части бюджета в 2021 году макроэкономические показатели у республики были очень хорошими. Увеличился индекс промышленного производства и региональный валовый продукт. Хакасия оказалась в числе российских лидеров по росту объема инвестиций в основной капитал, производству электроэнергии и целому ряду макроэкономических показателей. Но вопрос в другом – что от этого имеет население? Ведь инвестициями в переработку алюминия и добычу угля сыт не будешь…
По итогам 2021 года Хакасия была одним из лидеров по уровню инфляции – 10,2%. Крайне высоким оказался индекс потребительских цен, а реальные доходы населения выросли всего лишь на 0,1%. Причем доходы пенсионеров уменьшились. Отсюда вопрос – как при хороших макроэкономических показателях происходит управление экономикой, что уровень жизни населения не улучшился, а у некоторой категории граждан даже ухудшился…
– Получается, что особо радоваться не чему?
– В какой-то степени да, сегодня индекс потребительских цен в республике превысил рекордные 113%.
Назову еще одну цифру этого года: за первый квартал мы вышли с рекордными бюджетными показателями, но рост цен на продовольственные и непродовольственные товары обусловил и рекордный уровень инфляции. Если в марте 2022 года в среднем по России он составил 16,69%, то в Хакасии – 21,72%. Напомню, что прогноз Центробанка по уровню инфляции на 2022 год максимум 23%. Хакасия почти «взяла» этот барьер в первом квартале текущего года. Что же тогда жителям республики ожидать в конце года?
Итак, в Хакасии уровень инфляции на 5,03% выше среднероссийского и, на первый взгляд, казалось бы какие-то скромные 5%, но от доходов населения, которые составляют более 160 млрд рублей, а у бизнеса – 260 млрд рублей, получается существенная цифра. Это оценочные показатели и опять же данные Росстата, которым мы все, кстати, не сильно доверяем. Есть еще такое определение как субъективный уровень роста цен. И если говорить об индексе потребительских цен на 113%, а в магазине по факту мы видим все 200%, то возникают вопросы. Понятно, что у Росстата есть некоторые инструментальные погрешности в определении уровня цен, да и оценку они проводят по определённым группам товаров. Поэтому возьмите показатели Росстата и скорректируйте их еще на ваше субъективное восприятие роста цен. Тогда вы получите реальную картину происходящего.
Что касается бюджета республики, то собрать его, несомненно, большая заслуга, но сегодня мы с вами говорим и о том, что в большей степени это мировая конъюнктура, в том числе и ослабление рубля. Собрали бюджет – молодцы, отчитались – молодцы, безусловно, это заслуга нынешнего правительства. Но бюджет ведь еще и рационально израсходовать нужно.
По этому поводу приведу несколько наглядных примеров с благополучными дальневосточными регионами, имеющими хорошие макроэкономические показатели, которые при неправильных управленческих решениях едва не привели к экономическому коллапсу. А выводы делайте сами.
В одном из них, богатом природными ресурсами и высоким уровнем бюджетной обеспеченности населения (по этому показателю он обгонял даже Москву), был просто взрывной рост цен и тарифов. Все вроде бы благополучно, хороший валовый внутренний продукт и бюджет наполнен до краев, а при проверке оказалось, что почти вся экономика региона представлена ГУПами (государственными унитарными предприятиями). Частных компаний практически не было. К примеру, чтобы купить авиакеросин один ГУП на торгах закупал керосин у второго, второй у третьего и так по кругу все «гоняли» один и тот же товар. Из-за такого прогона авиакеросин становится очень дорогостоящим. Аэрофлот летать отказывается, да и цена билета стала около 70 тысяч рублей в эконом-классе, что многим совсем не по карману. И тогда из бюджета на приобретение билетов государство выделяет субсидию. Вот такое безумие, одно цеплялось за другое. Причем приобреталось там все по такой же схеме ГУПов: продукты, бензин, дизель, уголь. И понятно, если ты закупил уголь дорого, то и тепловая энергия будет не дешевой, а отопительный сезон длится чуть ли не круглый год. Поэтому людям нужно было дотировать расходы на коммуналку, так как они опять же не в состоянии столько платить. Начали эти цепочки потихоньку разрывать: где-то частным бизнесом, где-то просто лишние звенья убрали и экономика начала дышать. В целом, при огромных доходах региона так не целесообразно была организована экономика, что уровень жизни простых людей не был высоким.
Ещё один пример, не называя региона. Это не Москва, но очень богатая территория, где профицит регионального бюджета в определенный период достигал 70 млрд. рублей. Это почти два бюджета Республики Хакасия. Постоянно стоял вопрос, куда можно потратить эти деньги. На одном из совещаний руководство решило создать государственную строительную структуру, и весь профицит направить в этот фонд. В результате данная организация выигрывает все торги по строительству жилья, дорог, зданий, сооружений, скупает все пригодные для стройки земельные участки. Хотя строительная отрасль в регионе, итак, была развита хорошо. Частных строителей хватало, которые могли обеспечить все потребности региона. Но в результате такой политики, у них не было возможности выиграть торги, ясно же, что накаченный бюджетом государственный “монстр” сметал подчистую все аукционы. И за 2-3 года руководство региона едва ли не разорило всю строительную отрасль. Частные компании в лучшем случае выходили на субподряд, а в худшем – оставались без работы. Вот вам еще пример богатейшего региона, но неграмотного управления бюджетом, который едва ли не обернулся проблемой глобального масштаба. В целом, оба примера ярко показывают то, что профицит бюджета может сыграть и негативную роль.
Поэтому бюджетом тоже надо уметь грамотно управлять. Далеко ходить не надо. Как управляют бюджетом в Хакасии? В прошлом году правительство региона израсходовало рекордную сумму на здравоохранение – 11 млрд рублей. Глава правительства об этом публично заявлял. Доходная часть республиканского бюджета составила тогда более 40 млрд рублей, из которых четверть ушла на сферу здравоохранения. Но результат такой «эффективной» работы мы с вами наблюдали в прошлом году: средства израсходованы, очереди в ковидные центры, сотни человек мерзли на улице, чтобы попасть на прием в поликлинику, задержки по выплатам врачам, поставщики до сих пор судятся по поводу неоплаченных госконтрактов и т.д.
Поэтому повторю, что собрать доходную часть бюджета – это хорошо, но грамотно ее распределить, чтобы был виден результат для жителей региона – целое искусство, которому необходимо учиться. Пока, к сожалению, таким искусством в Хакасии не овладели.
– Андрей Петрович, на сегодняшний день разрезы в республике приостановили деятельность, само по себе производство есть, но нет сбыта по объективным причинам: перегружено восточное направление железной дороги, по некоторым сообщениям и Кузбасс на 50% сократил производство. Если мы говорим о том, что показатели первого квартала – это однозначно поступления крупного бизнеса, то возникает вопрос, что ждать во втором и третьем? Может ли случиться так, что сейчас, как вы говорите, бездумно потратят средства, а уже в середине года мы не сможем платить заработную плату либо возникнут ощутимые задержки пока на погашение задолженности не придут федеральные трансферты?
– Говорят о том, что некий резервный фонд правительство РХ все-таки создало или планирует создать. И это разумное решение. Но вы совершенно правы, что прогнозы не оптимистичные. Это напрямую связано с мировыми процессами в экономике, поскольку республика все равно в них глубоко интегрирована. Есть уже случаи остановок производства и снижения объемов выпускаемой продукции. И такие тенденции могут нарастать. Подобное напряжение чувствуется и в стране, а в республике особенно, в том числе из-за географической обособленности региона и удаленности от центра. В республике вновь начали расти долги по заработной плате, которые почти удалось ликвидировать в прошлом году. Речь идет не только о заработной плате бюджетников, но и коммерческого сектора. Ситуация с безработицей в Хакасии на бумаге пока остается приличной, но на месте правительства региона я бы не стал расслабляться – прогнозы на конец года не радужные. Так же как и прогнозы с ростом цен, снижением покупательской способности населения и реальных доходов жителей республики.
Одна из главных проблем Хакасии – это существенный дисбаланс региональной экономики. С одной стороны, мы глубоко погружены в мировые экономические процессы и, как уже говорили, от них зависит состояние бюджета и слабо зависит благополучие населения. Самые лакомые кусочки природных и промышленных ресурсов, все то что пользуется спросом в Японии, Корее или Китае, например, ушло крупным вертикально-интегрированным компаниям, центры прибыли и управления которых далеко за пределами Хакасии. Местное правительство на них почти никак не влияет. Все, что не пользуется особым спросом, осталось здесь, на локальном рынке с полумиллионом потребителей.
Что же остается? Работать с тем, что есть. Развивать собственную промышленность, сельское хозяйство и переработку, местную торговлю. Кризис по ним ударит в первую очередь. Что делать – об этом мы уже говорили и писали не раз.
- Читайте: Андрей Тенишев: правительство Хакасии хронически отстает
- Андрей Тенишев: в чем ОНФ может помочь правительству Хакасии
Что-то из этого правительство республики уже делает? Например, снижает налоги для местного бизнеса. Молодцы! Но, этого мало.
Прогнозируемое снижение покупательского спроса ударит по местной торговле. С 2020 года все говорят о соглашении правительства с Х5 ритейл групп – это крупнейшая в стране торговая сеть, выручка которой в кризис растет и исчисляется уже в триллионах рублей. И в отличие от местной розницы и местных производителей, в кризис точно не пострадает. Надо устранять такое нарушение баланса в конкурентной среде. Своим местным производителям нужна поддержка, чтобы не только остаться на плаву, но и развиваться. Необходимые инструменты у правительства есть. Например, госзакупки. Госкомитет по закупкам Хакасии на самом деле много делает, чтобы навести там порядок и через систему госзаказа поддерживать региональный бизнес. Но к госзаказчикам вопросов много. Существует масса и других проблем: распределение субсидий на развитие и поддержку сельскохозяйственной отрасли, дачные вопросы, которые в вашей редакции вы неоднократно освещали. Только на это уповать, конечно, не стоит. И всегда в непростые для страны экономические времена выручало подсобное хозяйство. Картошка с собственной дачи никогда не будет лишней.
Резюмируя, хочется подчеркнуть, что, во-первых, во благо развития и процветания республики, в нынешних непростых экономических условиях, нужно по максимуму поддержать местное производство, а во-вторых, сделать прозрачным механизм распределения грантовой поддержки. И улучшения в доходной части республиканского бюджета еще не повод для гордости – цифрами сыт не будешь и расслабляться совсем не стоит.