Хакасия и Бурятия могут заключить договоры о гарантированных объемах вывоза угольной продукции на экспорт в восточном направлении по модели Кузбасса. Это следует из списка поручений по итогам совещания по вывозу угля из Дальневосточного федерального округа (ДФО) 23 ноября у первого вице-премьера Андрея Белоусова, сообщает «Коммерсантъ».
В документе говорится, что к 26 ноября Минтрансу с ОАО РЖД и правительствами обоих регионов должны были подготовить предложения по обеспечению вывоза из них угля на экспорт в восточном направлении, «в том числе в объеме не менее среднего значения за 2018–2020 годы», с оценкой влияния на структуру перевозок в целом и угольной продукции из субъектов РФ в частности, а также на финансовый результат ОАО РЖД.
Фактический вывоз угля на восток из Бурятии в 2020 году составил 9,8 млн тонн, из Хакасии — 11,4 млн тонн. Среднегодовое значение для этих регионов за 2018–2020 годы составит около 9,1 млн тонн для каждого.
За десять месяцев Хакасия сократила погрузку на экспорт в восточном направлении на 50,4%, до 5 млн тонн угля. Отгрузки из Хакасии на восток угля марки Д в третьем квартале упали на 70%, отмечает Argus в своем обзоре. При этом уголь марки Д из Хакасии и Кузбасса активно ехал на экспорт через южные порты, прежде всего Тамань. Разрез «Тугнуйский» в Бурятии (СУЭК) также нарастил поставки на юг.
По мнению управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, заключать подобные договоры с Бурятией и Хакасией нецелесообразно, так как тут добывается в основном бурый уголь, который потребляется локально.
Через Хакасию и Бурятию идет большой транзитный поток кемеровского угля, что препятствует вывозу продукции из этих регионов в адрес электростанций Дальнего Востока, считаетает Гришунин. По его мнению, с учетом вероятного снижения цен в следующем году вывоз угля нормализуется.