Вопрос о передаче полномочий в сфере ЖКХ с уровня сельских советов на районные администраций – один из самых обсуждаемых в политическом поле прошедшего месяца. На ближайшей сессии Верховного Совета 27 октября он вновь будет поднят и с консолидированной позицией части сельских советов Хакасии на этот счет выступит Глава Пуланкольского сельсовета Николай Чебодаев. Представитель редакции «Пульса Хакасии» встретился с Николаем Васильевичем для беседы о передаче полномочий в области жилищно-коммунального хозяйства, политическом противостоянии в республике, работе ассоциации «Совет муниципальных образований Хакасии» и предстоящей сессии Верховного Совета.
– Николай Васильевич, что такое полномочия ЖКХ и кому их, собственно, надо передавать?
– Этот вопрос на сегодняшний день очень серьезный. Причем его решение созрело не сегодня, а уже вчера. И то, что отрасль жилищно-коммунального хозяйства находится в стрессовом состоянии, ни для кого не секрет. Наше муниципальное образование поселенческого уровня погрязло в хроническом недофинансировании и неорганизованности, по сути это забытые люди и слои общества.
Если говорить в целом о жилищно-коммунальном хозяйстве, то это направление, как понимают многие, является стратегически важным в Российской Федерации, тем более в Сибири. И так получилось, что исторически эти полномочия переложили на плечи органов местного самоуправления. Это крайне неверный шаг. Ведь мы понимаем, что политика государства направлена на модернизацию системы жилищно-коммунального хозяйства. Но с тем потенциалом, который сегодня существует в органах местного самоуправления, реализовать те или иные мероприятия в области стратегических задач государства просто невозможно.
– Простыми словами, полномочия – это ответственность, условно говоря, за котельную?
– Сегодня глава местного самоуправления отвечает за воду, тепло, электричество – все жизненно важные услуги, которые мы предоставляем населению. И если говорить о Пуланкольском сельском совете, то скажу, что, отработав год на этой должности, я практически веду эту деятельность самостоятельно. А если говорить о каком-то проектировании, то в этом году мы попали в нацпроект «Чистая вода», в рамках которого работаем над созданием станции водоочистки. Занимаюсь этим вопросом только я.
– Эта ситуация схожа со многими сельскими советами, ведь мы прекрасно знаем, что подавляющее большинство сельсоветов – это, условно, председатель, у которого есть автомобиль Волга или Нива, и по большому счету на этом все из ресурсов в его арсенале. Тем временем он же палочка-выручалочка для всего села. Совершенно очевидно, что основные кадровые специалисты по разному спектру вопросов находятся в районной администрации. Логичным было бы курирование вопросов ЖКХ именно администрацией. Об этой проблеме говорили еще в 2019 году, но ничего так не сдвинулось с места. Почему?
– В 2016 году первым инициатором передачи полномочий стал Аскизский сельсовет, который дважды выходил с данной инициативой совместно с Бейским районом во главе с Иннокентием Стряпковым, но их никто не услышал. Получается, что в большей степени превалировали политические моменты. Вы, наверно, тоже помните, как это все происходило. Тогда и глава РХ был другим человеком, поэтому некоторые процессы шли совсем иначе.
Второй сигнал был от правительства региона в 2019 году, но также не отмечен успехом.
В этом году, как мы видим, инициатором передачи полномочий выступил контрольно-надзорный орган – прокуратура, но опять же взвешенных решений так и нет.
Почему этот вопрос трижды поднимается в разных инстанциях и уровнях власти, но решения в положительную сторону мы так и не видим? Чего мы ждем? Чтобы завтра население стало инициатором этих вопросов в парламенте?
Мы все понимаем, что с учетом тех же административных ресурсов, рычагов и возможностей на муниципальном уровне, решение было бы гораздо эффективнее. Во-первых – одна организация, во-вторых – один экономически обоснованный тариф, в-третьих – стабильная заработная плата. Понимаете, о чем я говорю?
Когда за жизненно важные вопросы отвечают слабые муниципалитеты, то не следует ждать положительного развития региона в целом. Это как некая фабула – формула. То же самое касается и формирования бюджета.
– В 2019 году, когда поднимался этот вопрос, главы районов говорили примерно следующее: первое – рано, потому что за окном декабрь, а в период отопительного сезона нельзя передавать полномочия, дождемся весны, и мы как бы не против. И второе – дополнить бы все это денежными средствами. В итоге я, как простой обыватель, вижу, что прошла весна, лето, зима и осень – и так по второму кругу. Ничего так и не передали, хотя средства на развитие муниципальных образований были выделены из бюджета. Почему мы видим такое жесткое сопротивление? Или это по большей части политическое противостояние?
– Сегодня деятельность глав органов местного самоуправления находится вне политической конъюнктуры. Мы – вне политики, но то, что умышленно пытаются увязать это с политической плоскостью, также неправильно. Видимо, кто-то использует это в собственных целях. Прошли заседания комитетов Верховного Совета, где также были озвучены эти проблемы. И сегодня они говорят, что нужно внести поправки в законопроект и учесть некий механизм передачи полномочий, предлагают начать с мая. И опять же непонятно, почему такие сроки? Если увязать их с бюджетными процессами, то уверяю, что в следующем году мы пролетим в 50% возможностей по реализации нацпроектов. Так устроен бюджетный процесс: мы заключаем соглашение с правительством РХ, увязываем с планами-графиками, где-то расторговываем, а в конечном итоге можем все потерять. Видимо, повторюсь, кто-то умышленно вводит такой механизм, только зачем – неясно. Но складывается именно такое впечатление. Иначе говоря, умышленное затягивание, которое приведет к микроколлапсу в Хакасии. Мы потеряем финансовый год. Вот и все. И те мероприятия, которые запланировали на 2022 год, могут не состояться.
– Споры на комитетах были жаркими?
– Не то, чтобы жаркими, но свою позицию мы озвучили. Также услышали мнение представителя комитета, депутата Верховного Совета РХ Дениса Бразаускаса, который отметил, что ведется активная деятельность, в рамках которой депутаты (около 30 человек) подготовили обращение, где указали механизм передачи имущества. Причем сроки должны быть указаны с 1 мая. С этим мнением мы категорически не согласны, потому что понимаем, как работает такой механизм изнутри. Когда-то я был руководителем комитета по управлению муниципальным имуществом, поэтому в передаче полномочий я не вижу абсолютно никаких проблем, согласно тому же ФЗ №122. Все эти процессы давно урегулированы. Сейчас нужно подписать лишь ряд документов. На самом деле это вопрос одного дня. Есть, конечно, организационные моменты, но все они решаемы примерно в течение недели. Мы ничего не теряем, и дальше этот процесс может идти беспрепятственно. Поменяются лишь учредители.
Если говорить в целом о жилищно-коммунальном хозяйстве Хакасии, то с Нового года, с момента передачи полномочий на уровне поселений, что мы имеем? В каком состоянии находится отрасль? Она стала лучше, хуже или осталась на том же уровне? Скажу однозначно, что коммуналка у нас провальная. Если с такими же механизмами мы пойдем и дальше, то о коммуналке можно вообще забыть.
Сегодня существует два ключевых момента, которые могут вывести отрасль жилищно-коммунального хозяйства на новый уровень. Первый – отношение к данной сфере должно быть ответственным. Второй – грамотное управление этой отраслью.
Кроме того, есть желание создать коллективный орган поселенческого уровня. Это, конечно, громкое заявление, но, честно говоря, процесс к этому идет.
– В республике существует Ассоциация «Совет муниципальных образований Хакасии», которая действует коллективно. На прошлой сессии Верховного Совета РХ мы услышали заявление, что некоторые главы хотят выйти из Ассоциации. Получается, что вы говорите о неком сообществе, которое станет альтернативой данной организации? Если вы создадите коллективный орган поселенческого уровня, то участие в нем и Ассоциации МСУ будет взаимоисключающим?
– Если говорить об отношении глав к этому вопросу, то флагманом я не являюсь, но есть коллективное мнение. Многие главы муниципальных образований хотят выйти из Ассоциации «Совет муниципальных образований Хакасии». И это их желание. С 2016 года Ассоциация по вопросу передачи полномочий ЖКХ ни разу не собиралась. Не считая того, что накануне мы получили приглашение на встречу, но в последний момент его отозвали. Поэтому у многих и появляется желание выйти из ассоциации, потому что люди понимают, что ролевая составляющая этой организации исчерпана.
– Кто выступит с докладом на предстоящей сессии Верховного Совета и станет инициатором вопроса по передаче полномочий?
– Такую инициативу поддержали три территории: Фыркальский, Таштыпский и Пуланкольский сельсоветы. Сейчас главами муниципальных образований Таштыпского и Фыркальского сельсоветов принято решение отозвать подобную инициативу с целью доработки законопроекта. На сессии с докладом выступлю я от лица Пуланкольского сельсовета. Президиум его уже утвердил, но среди глав муниципальных образований, есть мнение, что законопроект, разработанный депутатами, может пройти с учетом поправок. Мы этого не хотим и пытаемся доказать, что те поправки, которые пытаются ввести, только затянут процесс. Так мы можем уйти в никуда, а решение нужно принимать именно сегодня.
На предстоящей сессии необходимо расставить акценты и понять, для чего и куда мы движемся, поскольку 2023 год не за горами. Все понимают, что грядут перемены и необходимы коррективы. Но большинство волнуют лишь собственные перспективы. И такое мнение я считаю ущербным.
– Речь идет о смене исполнительной власти?
– Не только, в том числе и законодательной. Ведь важно, чтобы и депутаты Верховного Совета услышали нас, ведь выводы уже сделаны и глаза у населения давным-давно открыты. Они должны правильно понять сигналы и серьезно задуматься. Наверно, ни для кого не секрет, что и у главы Аскизского района, Абрека Васильевича, возглавляющего Ассоциацию, есть свои планы. Но если говорить о субъекте в целом и правительстве Хакасии, то нам бы хотелось донести нашему губернатору посыл, что необходимо взаимодействовать и с нами – главами сельских поселений. У меня, к примеру, так и не получилось попасть на прием к главе РХ, хотя попыток было много. К сожалению, сегодня Республика Хакасия погрязла в политически процессах, за которыми крайними остаются только люди.
– Николай Васильевич, как бы вы охарактеризовали решение по столь важному вопросу жизнеобеспечения граждан? Какой афоризм или синоним можно подобрать к этому голосованию: за справедливость, развитие республики, дальнейшее существование…
– Вы абсолютно правильно обрисовали посыл. Но одним словом – решение должно быть за народом. Всегда в основе нашей деятельности, в том числе и политики, лакмусовой бумажкой является население. Граждане, которые должны быть удовлетворены нашей работой. Это и есть высшая награда. От этого мы и должны отталкиваться. Сегодня главы поселений будируют этот вопрос, потому что больше всего контактируют с народом. Не главы районов и не губернатор, а главы сельских советов. И на сигнал, который исходит снизу, нужно реагировать. Ведь он неспроста уже трижды поднимался.
Главное – результат и государственный подход. Желаю, чтобы решение депутатов было не политизированным и не аффилированным особым главам районов. Ключевое в том, чтобы нас и зов народа услышали.
Беседу вел Александр Мяхар
P.S. Главы сельских советов направили ряд обращений с единым текстом и внушительным списком подписавшихся по вопросу передачи полномочий ЖКХ на уровень районных администраций.
Ох, Коля, замахнулся в кресло главы района? Ты главное определись в какое, в аскиз или Таштып! А может ты на два района сразу хочешь?? Баем себя почувствовал, ну что ж у тебя учитель ВИШ отличный
“– Сегодня деятельность глав органов местного самоуправления находится вне политической конъюнктуры. “
Человек – сущность политическая.
Все кто считает себя вне политики либо слаборазвитая сущность
, либо сверхчеловек.
Будущий Глава РХ