Экономист Евгений Мамаев проанализировал отчет об исполнении бюджета Хакасии за 9 месяцев 2021 года, а заодно цифрами показал, чего стоят слова Сергея Сокола о наличии лоббистских возможностей на федеральном уровне и кто виноват в газовом кризисе – Белоногов или Коновалов.
***
Общие доходы бюджета заметно выросли в сравнении с прошлым годом – рост почти на 3,5 млрд руб. (+13,8%). В этом году получили 28,74 млрд руб. против 25,25 млрд руб. годом ранее. Очевидно, что полученная сумма доходов является рекордной за всю историю Хакасии, что вполне естественно на фоне резкого роста цен на уголь и алюминий. Тем не менее, на ситуацию следует смотреть в сравнении с другими регионами. Также нужно учитывать, что значительная часть доходов обеспечена федеральными деньгами, основная часть которых связана с реализацией нацпроектов.
План по общим доходам (43,73 млрд руб.) исполнен на 65,7%, хотя календарно прошло 75% года.
Собственные доходы выросли заметно выше общих доходов – рост на 5,75 млрд руб. или на 46%. Однако такие цифры роста вряд ли стоит рассматривать всерьез – сравнение с «пандемийным» 2020 годом, когда в экономике был серьезный спад. Если же сравнивать с 2019 годом, то доходы хоть и выросли, но уже на гораздо меньшую цифру – 16,8% или 2,6 млрд руб. Если же сравним с последним годом правления Зимина, то рост и вовсе становится ничтожным – 3,9% (686 млн руб.). Да, тогда было разовое поступление НДФЛ от Худайнатова, а в 2021 году часть доходов по УСН передана в муниципалитеты. Однако и инфляция с того времени составила немаленькую величину – более 13%! С учетом инфляции собственные доходы 2021 года примерно на миллиард рублей ниже доходов 2018 года! Исполнение по собственным доходам от плана 74,4%
Наибольший вклад в рост собственных доходов внес налог на прибыль – он вырос в 3,6 раза с 2,8 млрд руб. в 2020 году до 7,5 млрд руб. в 2021 году. Однако такой впечатляющий рост во многом объясняется эффектом низкой базы – в прошлом году доходы обвалились в 2 раза. Если сравнивать с 2019 годом, то поступления по налогу на прибыль выросли всего на треть (+35%). При этом цена на уголь в первые 9 месяцев 2019 года была в диапазоне 50-80$, тогда как в 2021 году – 65-240$ за тонну. Очевидно, что мы должны были видеть гораздо более впечатляющий рост поступления налогов. Однако этого не произошло. Среди причин этого можно назвать неспособность правительства Хакасии добиться уплаты налога на территории Хакасии, неспособность решить проблемы с вывозом угля, а также очевидный провал инициативы о повышении НДПИ на добычу угля. Предложенный правительством вариант законопроекта федералы попросту зарубили за необоснованностью 20-кратного роста ставки налога. Причем такой результат предсказывался заранее.
Хороший рост показали акцизы – на 349 млн руб. (+16%). Если по пиву мы просто наблюдаем игры с цифрами (опережающие авансовые платежи )– январская сумма акциза в прошлом году была уплачена в декабре 2019 года, что создало эффект низкой базы для роста в этом году. Если сравнить с цифрами 2019 года, то в этом году акциз на пиво практически на том же уровне. Хорошо прибавили на 244 млн руб. федеральные акцизы – на дизтопливо, бензин и алкоголь. Они перечисляются из федерального бюджета и заслуги регионального правительства в их росте нет. Тем не менее, они учитываются в собственных доходах региона.
По объемам федеральной поддержки мы видим негативную динамику – она снизилась с 12,76 млрд руб. в 2020 году до 10,5 млрд руб. в 2021 году. Итого потеряли 2,26 млрд руб. (-17,7%). Основные потери (1,7 млрд руб.) – по субсидиям на сбалансированность бюджета. Если в прошлом году Хакасия получила 2,2 млрд руб., то в этом всего 500 млн руб. Такое снижение федеральной поддержки весьма живописно свидетельствует о работе депутата Госдумы Сокола, который уже полтора года является депутатом от Хакасии и во время предвыборной кампании не стеснялся заявлять о связях на федеральном уровне, которые в случае его избрания, видимо, должны были работать на благо Хакасии. И вот представился отличный случай проявить свои способности – добиться весомой федеральной поддержки. Однако, увы. Продемонстрировать на практике свои возможности, связи, опыт и т.д. не удалось. Любопытно, почему? Будем надеяться, что Сокол еще проявит себя с пользой для Хакасии.
А федеральные субсидии могли, к примеру, решить газовый вопрос, суть которого сводится к тому, что нужно купить газ дорого на рынке и продать дешево населению. А убытки (выпадающие доходы) должен покрыть республиканский бюджет, в котором нет денег. Кстати, в этом кроется и ответ на вопрос, кто несет ответственность за газовый кризис – Коновалов или Белоногов? Очевидно, что выпадающие доходы должно компенсировать республиканское правительство, а не муниципалитеты.
Всего на 2021 год запланировано, что из федерального бюджета будет оказана поддержка республике в размере 19,2 млрд руб. Пока план выполнен на 54,7%. Основной провал – по субсидиям на сбалансированность бюджета. Из запланированных 4,5 млрд руб. получено 0,5 млрд руб. Исполнение 11%. Будем внимательно следить за работой Сокола и правительства на этом направлении. Любопытно, что все неудачи на федеральном уровне теперь правительство может списывать на Сокола. Однако отмечу, что план в 4,5 млрд руб. по указанным субсидиям возник при принятии новой версии бюджета взамен отмененной судом. Обоснованность этой цифры вызывает большие сомнения. Вплоть до того, что она просто взята из воздуха для подгона общего объема доходов до нужного размера.
Расходы бюджета составили 27,8 млрд руб., увеличившись на 114,5 млн руб. в сравнении с прошлым годом. Как видим, значительный рост доходов бюджета на 3,5 млрд руб. позволил нарастить расходы к прошлому году на незначительную сумму. От плана профинансировано 63,4% расходов. В прошлом году расходы финансировались за счет кредитов и средств организаций, учредителем которых является правительство. В этом году приходится возвращать средства этим организациям.
Госдолг Хакасии с начала года удалось снизить на 406 млн руб. – до 24,07 млрд руб. Из них коммерческий долг составляет 4,65 млрд руб. (3,5 млрд руб. облигации и 1,15 млрд руб. – коммерческие кредиты), а 19,4 млрд руб. – бюджетные кредиты.
Бюджет имеет профицит в 952 млн руб., из которых 406 млн руб. ушло на погашение госдолга, а 553 млн руб. – это возврат средств дочерним организациям. Не исключено, что в конце года деньги снова будут изъяты у этих организаций в бюджет для финансирования расходов.
Резюме: наряду с ростом доходов можно отметить и низкую эффективность работы правительства по наращиванию доходов бюджета в условиях беспрецедентно высоких цен на уголь и алюминий. Да, сами по себе цифры роста весьма приличные. Но это только если сравнивать с прошлым кризисным 2020 годом. По отношению к 2019 и 2018 годам рост уже гораздо скромнее, а с учетом инфляции цифры и вовсе уходят в минус. Предстоит сравнить темпы роста доходов Хакасии с другими регионами. Растут доходы всех регионов, а не только Хакасии.
Не будет ничего удивительного, если мы констатируем со стороны правительства просто плавание по течению. В отношении УСН, а точнее группы доходов от малого и среднего бизнеса, такой сравнительный анализ показал, что темпы роста у нас в полтора раза ниже, чем в среднем по стране и Сибирскому федеральному округу. Это может означать по итогам года недобор около 200 млн рублей доходов по этим налогам. Сокол не продемонстрировал наличия пресловутых «лоббистских возможностей» в решении финансовых проблем Хакасии на федеральном уровне.