Правительство Коновалова объявило о намерениях поддерживать предприятия, выпускающие строительные материалы. То, что строительство – это сфера, развитие которой тянет за собой массу смежных производств и укрепляет экономику, неоспоримый факт. И в кабинете министров озвучивают правильные вещи. Предлагается, в частности, давать предприятиям, производящим стройматериалы, займы на лизинг оборудования, закупку сырья и другие цели развития производства. Но этим летом в республике бесхозно сгнил почти миллион кубометров делового леса, который можно было переработать и пустить в дело. А специалисты лесной отрасли республики достучаться до чиновников не смогли. Их никто не услышал.
Строительная отрасль сегодня развивается семимильными шагами – в округе республиканской столицы бум малоэтажной застройки. И это вполне понятно. Если сравнить цены на квартиры и стоимость возведения своего дома на земле, то очевидно, что последний смотрится предпочтительнее. В последние годы частные инвестиции шли именно в эту сферу, на что быстро отреагировал рынок строительных материалов. Если 2-3 года назад возведение собственного домика обходилось в 1,5-2 раза дешевле покупки квартиры, то сейчас все изменилось. Строить дом, пусть даже своими руками, становится уже затратно и не так выгодно, как раньше.
У всех на слуху подорожание делового бруса, ДСП и других материалов. Воспринимается это уже привычно: цены везде растут. Но как раз Хакасия в этом году могла обойти эту проблему – такой шанс ей дала сама природа. Напомним, что осенью 2019 года ураганный ветер повалил более миллиона кубометров лиственницы, кедра, сосны, пихты и ели в Усть-Бюрьской тайге. Специалисты лесной отрасли сразу же начали бить во все колокола, объясняя чиновникам, что лес надо срочным образом убирать. Это целесообразно экономически, так как материал пойдет в строительную отрасль, и важно с точки зрения экологии, чтобы не допустить распространения по тайге так называемых вторичных паразитов (короеда, усача, лобоеда).
Шанс исправить ситуацию был, но из-за того, что оперативно не были приняты необходимые организационные решения, его упустили, заявлял в интервью “Пульсу Хакасии” ветеран лесной отрасли Михаил Журба. Заместитель главы Хакасии Юрий Курлаев собирал по этой проблеме совещание в самом начале весны, но все закончилось на уровне разговоров. С тех пор проблема с мертвой точки не сдвинулась, и как результат – почти 1 миллион кубометров поваленного ветровалом делового леса просто сгнил.
В официальном сообщении о совещании по поводу поддержки производителей строительных материалов эту тему никак не упомянули. Взамен правительство демонстрирует желание изыскивать в тощем бюджете республики средства на финансовую помощь производителям стройматериалов, что также вызывает сомнения у экспертов.
“Кто планирует наращивать производство строительных материалов, кому это надо и зачем? Правительству не хватает средств достроить то, что запланировано, так как выросли цены на стройматериалы? Или предприниматели увидели для себя новые возможности и начинают наращивать производство? Это разные выгодоприобретатели, если правительство планирует дать деньги производителям стройматериалов, чтобы те докупили оборудования и произвели больше продукции, то понятно, что цены при этом понизятся, а тогда производителям это зачем делать? В чем мотивация?” – пишет на этот счет эксперт Татьяна Ковалева.
И опять же, все эти долгоиграющие финансовые инструменты, которые, возможно, потом дадут какой-то эффект, блекнут на фоне реального миллиона кубометров леса, который не отдали переработчикам. Да, по федеральному законодательству сделать это не просто – специалисты Рослесхоза неохотно выдают подобные разрешения, опасаясь, что под видом уборки ветровала будут рубить деловой лес, но все эти вопросы решаемы. И наверняка их можно утрясти, если этим заняться.
Кстати, во времена Сталина, на фоне бюста которого любит фотографироваться Валентин Коновалов, подобную бесхозяйственность называли вредительством, что влекло за собой далеко идущие последствия.
Александр Соловец