Современное строительство и ремонт тепломагистралей уже трудно представить без использования железобетонных изделий. На территории Хакасии и Тувы самый крупный поставщик железобетона — производственная компания «Саянювипром», которая работает на промплощадке Минусинской ТЭЦ СГК.

Почти 30 лет на относительно небольшом открытом участке специалисты «Саянювипром» в больших объемах выполняют заказы для энергопредприятий: около 70 процентов всех поставок уходит в Южно-Сибирскую теплосетевую компанию, а также на Абаканскую, Минусинскую и Кызылскую ТЭЦ СГК.

Заливка бетона в форму

Первые работы по производству железобетонных изделий на промышленной площадке Минусинской ТЭЦ начались в 1992 году.

Сейчас на территории бетонного производства располагается склад приема цемента, растворобетонный узел (РБУ) с прирельсовым разгрузочным модулем, открытый полигон изготовления железобетонных изделий с пропарочными камерами, строительная лаборатория, где контролируется качество выпускаемой продукции, и бытовые помещения.

Растворобетонный узел

Сам процесс производства железобетона несложный. Главное — отработать навыки правильной дозировки бетонной смеси для изделий, которые стоят в списке на формовку на день. За 20 лет на производстве оператор растворобетонного узла довел эту работу до автоматизма.

В месяц на промплощадку Минусинской ТЭЦ приходит два вагона с цементом. Один вагон вмещает 70 тонн сырья, с которым сотрудники завода работают около двух недель. Из этого количества цемента может получиться 220 кубов готовых железобетонных изделий.

Машина, груженная лотками и плитами перекрытия, отправляется в Абакан, где идет ремонт паропровода

Бездобавочный цемент марки Д500 для производства бетона специалисты завода заказывают на Топкинском цементном заводе в Кемеровской области. Песок, щебень и арматуру берут у местных производителей в Абакане.

Директор «Саянювипром» Игорь Панферов говорит: «Поставщики проверенные, а из цемента указанной марки можно сделать абсолютно любые изделия высокого качества. Самыми долговечными получаются железобетонные лотки для защиты трубопроводов от внешних агрессивных воздействий».

Нормативный срок службы таких лотков — 30 лет, но фактически служат они гораздо дольше. 

Бетон — готовое изделие, как булка хлеба, которая состоит из муки и дрожжей. А цемент, песок, вода и щебень — это ингредиенты бетона.

Технология производства железобетонных изделий не меняется десятилетиями, однако современная жизнь все же вносит некоторые коррективы в работу специалистов завода. Например, меняются серии лотков и плит перекрытия согласно новым требованиям. Несколько лет назад железобетонная плита для защиты подземных коммуникаций использовалась относительно тонкая, она была способна выдержать нагрузку в шесть тонн на квадратный метр. Сейчас эти показатели изменились в сторону увеличения — в два, три, а то и четыре раза, исходя из расчета повышенных нагрузок автотранспорта на дороги.

Вот эти большие лотки уедут на один из участков, где ведется строительство тепломагистрали от Абаканской ТЭЦ в соседний Черногорск

На прочность конечного изделия влияет тепловлажностная обработка, проще говоря, пропарка готового продукта в специальных камерах при температуре +75…+85 °С в течение 10–16 часов. Схватывание бетона ускоряется в несколько раз, позволяя изделиям уже через сутки набрать 75 процентов от марочной прочности. Сегодня пропаривание считается лучшим средством тепловлажностной обработки бетона, правда, не у всех производителей имеется такая возможность.

Эти камеры предназначены для тепловлажностной обработки уже готовых бетонных изделий

Игорь Панферов – Директор ПК «Саянювипром»:

«В целях снижения затрат большинство компаний обходятся без пропарки железобетона, а используют химические добавки для его застывания, снижая прочность и другие характеристики продукта. У нас есть возможность идти по классической технологии, соблюдая все рекомендации тепловлажностной обработки. Этот метод ускоряет сроки выдачи готовых изделий потребителю, а самое главное — они будут служить дольше, чем даже заявлено нормативом».

Теоретически этот момент должен влиять на окончательную цену готового изделия, она должна стать выше, но по факту удорожания не происходит. Это связано с тем, что у компании достаточно много заказов в Хакасии, Туве и некоторых городах Красноярского края, поэтому делать цены недоступными для покупателя нет никакого смысла.

Александр Тарасенко – Заместитель директора по развитию и инвестициям Южно-Сибирской теплосетевой компании СГК:

«Нам повезло, что все железобетонные элементы теплотрасс мы можем заказать в соседнем Минусинске. Во-первых, мы уже проверили и точно знаем: у компании широкий ассортимент предлагаемой продукции, а все изделия хорошего качества. Во-вторых, нам не нужно тратить много времени на доставку лотков или плит перекрытия на наши объекты, что положительно влияет на сроки ремонтных и строительных работ».

Цифры на готовой железобетонной плите — это маркировка изделия, которая указывает на его технические характеристики: длину, ширину, высоту, нагрузку

Железобетон, из которого будет сделан лоток, плита, кольцо колодца или любое другое изделие, проверяет на качество сотрудник лаборатории «Саянювипром». 

Параллельно с формовкой изделия здесь формуются небольшие кубики, которые уходят под специальный пресс. Кубик проверяется высоким давлением, после чего показатели прочности записываются уже в паспорт готового изделия.

Этот кубик из бетона выдержал вес свыше 17 тонн и только при 17,5 тонны начал разрушаться

Сейчас в компании на основном производстве задействованы около двух десятков человек: оператор растворобетонного узла, сварщики, формовщики, плюс сотрудники испытательной лаборатории. Все из Минусинска, и практически весь персонал работает на предприятии больше 20 лет.

Арматуру закупают у местных производителей в Абакане

Компания «Саянювипром» развивается, закупает спецтехнику, а в ближайшее время площадка по производству железобетонных изделий будет оснащена дополнительной формой, которая позволит разнообразить ассортимент выпускаемой продукции.

Анна Вишнякова

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments