Несколько дней назад федеральная повестка ознаменовалась обсуждением закона, разрешающего федеральным министрам совмещать их должности с субъектовыми, вплоть до губернаторства в регионах. В Хакасии это событие обсуждают слабо, а зря. По всей видимости, в этом законе и закладывается сценарий смены высшего должностного лица в республике.
В рассматриваемом законе говорится, что вице-премьеры и федеральные министры могут замещать не только должности полпредов президента, но и иные должности в органах власти разного уровня. Сама по себе идея не нова и имеет исторические корни (Читайте: Могущество России генерал-губернаторствами прирастать будет), но при этом она и очень актуальна.
Хакасия – яркий пример того, когда за политический выбор и пустой популизм приходится расплачиваться обычным жителям. Объективно, экономика при «управлении» (если вообще можно так охарактеризовать его деятельность) Валентином Коноваловым входит в штопор. По разным оценкам экономистов, мы за два года уже потеряли порядка 9 млрд республиканских средств, и это далеко не предел.
Сухая статистка показывает антилидерство республики по наполнению казны собственными доходами, а перебои со своевременной выдачей заработной платы и различных доплат постепенно становится нормой. Есть и ещё один важный аспект всего происходящего в экономике Хакасии при главе-коммунисте – падение инвестиционной привлекательности. Это тоже объективный факт: когда в регионе нет вменяемого руководства, теряется его привлекательность и деньги из региона уходят. Государственная система устроена таким образом, что цикл прихода практически каждого инвестиционного рубля измеряется периодом в 4 года. По сути, реализация национальных проектов, которые хоть как-то создают видимость того, что в республике что-то делается, заслуга не правительства Коновалова, а правительства Зимина. Все проекты проходят цикл элементарного бюрократического утверждения и защиты их субъектом.
Сейчас мы наблюдаем картину, когда не только существующее правительство не может достойно проконтролировать ход национальных проектов (так и не закончены дорожные ремонтные работы, заведено уголовное дело на заместителя главы, возбуждена череда дел в отношении детских садов…), но и не создается ничего нового. Здесь можно много рассуждать о том, чья это вина: Коновалова, Ирины Войновой или всех, называющих себя правительством, вместе взятых, но рассуждения рассуждениями, а факты налицо.
Новый закон позволяет применить архитектуру спасения регионов от безграмотного руководства не политическими методами. Приведу в пример простую схему. Регион можно сравнить с любой большой организацией, ведущей хозяйственную и прочие виды деятельности. Если у организации в силу разных причин начинается кризис, то в управление таковой вводится антикризисный управляющий. Специалист такого уровня призывается, чтобы спасти организацию от полного краха и, приняв ряд экономических мер, передать его в руководство другой персоне или группе лиц.
То же самое и с субъектом нашей страны. Можно много политически экспериментировать, но благосостояние граждан, в каком бы регионе они ни проживали, должно стоять перед высшим руководством страны в приоритете. Если регион вводится в экономический штопор, то закон позволяет направить туда профессионала для реанимации экономики. В этом есть несомненные плюсы, потому как:
- федеральный министр (либо другое лицо, которое может появиться в последней редакции закона) – персона, обладающая профессиональными компетенциями управления;
- эта персона априори имеет в федеральном центре «короткое плечо» для решения первоочередных задач, а значит, может быстро привлечь в регион финансы;
- эта фигура временная и не имеющая отношения к политике, это будет чисто экономический шаг.
На последнем моменте хочу остановиться подробнее. Часто возникают вопросы по поводу того, кто мог бы возглавить республику персонально, при этом рассматриваются кандидатуры и внутри Хакасии, и вне ее. Но ситуация в республике сейчас напоминает открытый ящик Пандоры в противостоянии разных политических течений. Кто бы ни пришёл на пост ВРИО, он попадает под обстрел с разных сторон. И будь эта персона хоть семи пядей во лбу, это не будет волшебник. Нам нужен не один управленец, а полноценная профессиональная команда, которая будет работать не по принципу «уважаю тебя или нет», а по принципу «что принесет результат».
Именно такую концепцию и архитектуру может привнести антикризисный временный управляющий в виде федерального чиновника. Этот человек не будет претендовать на должность губернатора не только потому, что она ниже по статусу должности федерального министра, но и потому, что такое назначение будет носить именно экономический характер. К тому же, такой чиновник должен будет в сжатые сроки показать результат своей управленческой деятельности, от этого может зависеть его карьера и он не будет защищен каким-либо политическим лобби, ему не будет предложено, к примеру место в Госдуме от партии в случае неудачи. Он управленец и должен будет проявить именно эти компетенции вместо красноречия и позирования на камеры.
В период такого антикризисного управления как раз и может организоваться профессиональная управленческая команда, которая и пойдет в дальнейшем на выборы именно командой во главе с вожаком, а не голым королем. Мы уже знаем хороший пример такой концепции. Алексей Лемин стал главой столицы Хакасии именно с девизом преемственности работы команды Булакина. Как результат – развитие Абакана, в отличие от остальных муниципальных образований Хакасии.
Так что плюсы от такого сценария и внедрения новой архитектуры управления регионами для Хакасии очевидны, остаётся лишь вопрос времени применения. Мы можем ждать полного краха экономики республики, а можем этот процесс и ускорить. Народ подчас не представляет, сколько власти в руках каждого жителя. У каждого жителя есть несколько народных избранников: депутат Верховного Совета по одномандатному округу, депутат городского или районного совета… Каждому из них можно сообщать о своей позиции и даже требовать решения как по частным, так и по глобальным изменениям в нашей жизни.
Хотите изменить свою жизнь к лучшему – требуйте от своего депутата выражения недоверия правительству Хакасии, не дожидаясь снижения своих заработных плат и значительных задержек в их выплате. Не бывает волшебников в голубых вертолетах, есть жизнь, которую мы сами можем для себя менять.
Александр Мяхар
Александр Владимирович, снимаю шляпу за сей эмоциональный опус.
Но таки разрешите спросить, за что, так долго ждали момента?
Александр Владимирович стал редко появляться на сайте, даже когда отправляет свои статьи. Если вы хотите вести с ним личную переписку, то он просит это делать через любую удобную вам социальную сеть: ФБ, ВК, Ок или Инстаграм. Все страницы он ведёт сам и ответит обязательно, даже если это будет с задержкой. Спасибо за понимание и внимание к нашему ресурсу. С уважением, контент-менеджер Пульса Хакасии.
Предлагаю кандидатуру Мамаева. Точка.
Коновалову в отставку пора уже!
Нам бы Коновалова уже быстрей сменить. Он только вредит региону