Домой Экономика Евгений Мамаев и ОНФ пытаются восстановить справедливость через Прокуратуру

Евгений Мамаев и ОНФ пытаются восстановить справедливость через Прокуратуру

Коллаж Владимира Фатова и рабочая встреча в постпредстве Хакасии в Москве

Уж сколько сказано и написано в этом году про Юлию Исмагилову и постпредство Хакасии в Москве! История, которую Пульс Хакасии поднял ещё в апреле 2019 года о чрезмерных и нецелесообразных тратах московского постпредства на бензин продолжается до сих пор.

Коротко напомним, о чем идет речь:

На топливо Юлия Вячеславовна готова потратить почти полтора миллиона рублей из бюджета Хакасии. Ей требуется почти 17 тысяч литров 95-го бензина и почти 3 тысячи литров дизтоплива.

Столько топлива сокращенному московскому постпредству требуется до конца года. Апрель уже не в счет, пока конкурс состоится, уже как минимум май будет на дворе. А значит, почти 20 тысяч литров ГСМ требуется на 8 месяцев. Даже если предположить, что Юлия Вячеславовна и ее немногочисленные сотрудники будут работать совсем без выходных, то получается, что в день постпредству требуется почти 85 литров топлива! Куда столько?

И это еще не всё. Любопытна и цена, за какую постпредство готово купить ГСМ. Дизтопливо – почти 75 рублей за литр, 95-й бензин – почти 69 рублей за литр. “Неужели в Москве такой дорогой бензин?” – подумали мы. И проверили в интернете ценники на московских заправках: 95-й бензин стоит 46 рублей, дизтопливо – почти 47 рублей. То есть почти на 30 рублей дешевле, чем заявлено в лоте от постпредства, которым руководит Юлия Исмагилова”.

На сегодняшнем этапе в восстановлении справедливости активно участвует Общероссийский Народный Фронт и лично руководитель Регионального исполкома ОНФ в Республике Хакасия Е.В. Мамаев. ОНФ и Пульс Хакасии получили “отписки” по своим запросам на счёт целесообразности цен и количества потребляемого топлива в Москве постпредство, но это далеко не означает, что вопрос закрыт.

Любая проблема с юридической точки зрения не может быть простой и однозначной. Всегда есть определенная череда событий, приводящая в итоге к абсурдным управленческим решениям, которые, между прочим, отражаются на налогоплательщиках, в частности на жителях Хакасии. Исходя из этого мы решили опубликовать запрос в Прокуратуру РХ от ОНФ полностью, получив на это согласие у Е.В. Мамаева. Документ большой, но он, на взгляд редакции Пульса Хакасии, очень чётко и досконально описывает суть проблемы и допущенных нарушений. Официального ответа Прокуратуры на это обращение ещё нет, но у нас есть данные, что Прокуратура решила обратить на него самый пристальный взгляд.

Уважаемый Александр Филиппович!

В ходе мониторинга торгов, проводимых в Республике Хакасия, активистами Регионального отделения Общероссийского народного фронта в Республике Хакасия был проведен анализ электронного аукциона для закупки №0380200000119001495. Были выяснены следующие обстоятельства.

29 марта 2019 года в Единой информационно системе состоялось размещение извещения № 0380200000119001495 о проведении электронного аукциона (далее – Извещение) для закупки №0380200000119001495. Наименование объекта закупки – Поставка горюче-смазочных материалов для нужд Постоянного представительства Республики Хакасия. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Электронный аукцион. Наименование электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – РТС-тендер. Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – http://www.rts-tender.ru. Размещение осуществляет (организация, осуществляющая размещение) – Государственный комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (место нахождения: Российская Федерация, 655017, Хакасия Респ, Абакан г, улица Кирова, 99Б, 46Н). Дата и время окончания подачи заявок – 08.04.2019 08:00. Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников – 09.04.2019. Дата проведения аукциона в электронной форме – 12.04.2019. Начальная (максимальная) цена контракта – 1362732.00 Российский рубль. Идентификационный код закупки – 192770409148777100100100050011920244. Источник финансирования – бюджет Республики Хакасия. Заказчик – Постоянное представительство Республики Хакасия. Место доставки товара, выполнения работы или оказания услуги – г. Москва, Московская область. Дата и время подписания печатной формы извещения – 29.03.2019 17:03.

В соответствии с указанным извещением 12 апреля был проведен электронный аукцион с двумя участниками, в результате которого победителем стало Общество с ограниченной ответственностью “ЭЛ-Кoнтpaкт”, предложение о цене контракта которого составило 1 158 322,20 рублей.

29 апреля с победителем был заключен Контракт № Ф.2019.217234 (Информация о контракте № 2770409148719000003 по адресу: http://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=2770409148719000003.

В соответствии с информацией о платежах и объекте закупки указанного контракта, объектом закупки является 16800 литров бензина АИ-95 по цене 58.37 руб (48.64 руб без НДС) и 2800 литров дизельного топлива по цене 63.47 руб (52.89 руб без НДС). Срок поставки – с момента заключения контракта и до 31.12.2019г.

В соответствии с пп. 2 и пп. 5 п. 18 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон 44-ФЗ), к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта относится информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами, а также данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг.

Так, в соответствии с данными государственной статистики (http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi?pl=1921001), цена бензина автомобильного марки АИ-95 за литр в Москве в марте 2019 года составляла 46.31 руб, в апреле – 46.27 руб, в мае – 46.22 руб, в июне – 46.22 руб. Цена за литр дизельного топлива в Москве в марте 2019 года составляла 46.94 руб, в апреле – 46.32 руб, в мае – 45.94 руб, в июне – 45.82 руб.

По данным сайта компании Татнефть (https://azs.tatneft.ru), заправки которой используются победителем аукциона, цена за литр бензина автомобильного марки АИ-95 за литр в Москве на 26.07.2019 года составляет 46.59 руб, цена литра дизельного топлива (класс 5) – 45.89 руб. Данные указанного сайта являются публичной офертой и могут быть использованы для обоснования определения начальной (максимальной) цены контракта. Однако в результате действий лиц, готовивших обоснование начальной (максимальной) цены контракта вместо двух указанных прозрачных методов определения цены была использована иная методика, в результате которой были определены гораздо более высокие цены. Необходимо дать правовую оценку таким действиям.

Таким образом, при проведении аукциона вследствие заключения договора по ценам существенно выше рыночных бюджету республики Хакасия мог быть нанесен ущерб более двухсот тысяч рублей. Это могло стать следствием множества нарушений при проведении аукциона.

Ниже приведена подробная информация о выявленных нарушениях.

Нарушение правил использования КТРУ в части наименования и характеристик объекта закупки в плане закупок

Частью 4 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон 44-ФЗ), что «наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг (далее – КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В силу части 6 статьи 23 Закона 44-ФЗ правила использования КТРУ устанавливаются Правительством. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены «Правила формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила формирования и ведения КТРУ); «Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила использования КТРУ).

В соответствии с пунктом 2 Правил использования КТРУ, каталог используется в целях:

а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:

  • плане закупок;
  • плане-графике закупок;
  • формах обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок, плана-графика закупок (далее – форма обоснования закупок);
  • извещении об осуществлении закупки;
  • приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом (далее – приглашение);
  • документации о закупке;
  • контракте;
  • реестре контрактов, заключенных заказчиками;
  • отчете об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения;
  • иных документах, предусмотренных Федеральным законом;

б) описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке;

В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ «Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами “б” – “и” пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 “Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции)».

В соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ в позицию каталога включается «наименование товара, работы, услуги».

В соответствии с подпунктом «г» пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ в позицию каталога включается «информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил».

Подпунктом «а» пункта 13 Правил формирования и ведения КТРУ установлено, что в описание товара, работы, услуги в том числе включаются потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом того, что в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения.

Таким образом, в позицию каталога могут быть включены как изменяемые, установленные в качестве допустимых, так и неизменные значения характеристик товаров, работ, услуг.

В силу пункта 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога.

При этом, согласно пункту 6 Правил использования КТРУ заказчик в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» – «и» пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения.

План закупок № 201901802000038001 Постоянного представительства Республики Хакасия (ИНН 7704091487, место нахождения: Российская Федерация, 123001, Москва, переулок Мамоновский, 6) (далее – План закупок) содержит позицию с наименованием объекта закупки «Поставка горюче-смазочных материалов для нужд Постоянного представительства Республики Хакасия» (уникальный номер позиции в плане закупок 201901802000038001000006, ИКЗ 192770409148777100100100050001920244). В качестве наименования товара, работы, услуги по КТРУ указано «19.20:Нефтепродукты». Однако КТРУ не содержит товара с указанным наименованием.

КТРУ содержит следующие позиции (Таблица 1):

Код позиции КТРУ Наименование Дата начала обязательного применения позиции каталога Код по ОКПД2 Октановое число* Экологический класс
19.20.21.125-00001 Бензин автомобильный АИ-92 экологического класса не ниже К5 (розничная реализация) 01.01.2018 (бессрочно) 19.20.21.125: Бензин автомобильный с октановым числом более 92, но не более 95 по исследовательскому методу экологического класса К5 ≥92 и <95 Не ниже К5
19.20.21.135-00001 Бензин автомобильный АИ-95 экологического класса не ниже К5 (розничная реализация) 01.01.2018
(бессрочно)
19.20.21.135: Бензин автомобильный с октановым числом более 95, но не более 98 по исследовательскому методу экологического класса К5 ≥95 и <98 Не ниже К5
19.20.21.145-00001 Бензин автомобильный АИ-98 экологического класса не ниже К5 (розничная реализация) 01.01.2018
(бессрочно)
19.20.21.145: Бензин автомобильный с октановым числом более 98 по исследовательскому методу экологического класса К5 ≥98 Не ниже К5
19.20.21.315-00002 Топливо дизельное летнее экологического класса не ниже К5 (розничная поставка) 01.01.2018
(бессрочно)
19.20.21.315: Топливо дизельное летнее экологического класса К5 Не ниже К5
19.20.21.325-00002 Топливо дизельное зимнее экологического класса не ниже К5 (розничная поставка) 01.01.2018
(бессрочно)
19.20.21.325: Топливо дизельное зимнее экологического класса К5 Не ниже К5

* Октановое число – Октановое число бензина автомобильного по исследовательскому методу.

Таким образом, КТРУ содержит позиции, являющиеся предметом рассматриваемой закупки. Эти позиции обязательны к использованию с 01.01.2018г. Характеристики «Октановое число бензина автомобильного по исследовательскому методу» и «Экологический класс» являются обязательными для применения. Законодательством не предусмотрена возможность изменения наименования позиций, включенных в КТРУ. В нарушение этого План закупок содержит наименование, не включенное в КТРУ, указан несуществующий код КТРУ, не приведены обязательные для применения характеристики. Указанное в плане закупок значение «19.20:Нефтепродукты» соответствует группе справочника ОКПД 2 с наименованием «Нефтепродукты» и кодом «19.20».

Пунктом 2 Правил формирования и ведения КТРУ установлено, что «под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами». Таким образом, ОКПД2 является базой, на основе которого формируется КТРУ. Непосредственное использование наименований и кодов позиций ОКПД при описании объекта закупки для включенных в КТРУ позиций не допускается, т.к. законодательство однозначно требует обязательного использования наименования объекта закупки в соответствии с КТРУ для позиций, включенных в каталог с даты начала обязательного применения соответствующих позиций каталога.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 17 Закона 44-ФЗ в планы закупок включается наименование объекта и (или) наименования объектов закупки. Это требования при формировании Плана закупок нарушено.

Отсутствие обоснования обоснований объекта закупок и начальной (максимальной) цены контракта в Плане закупок

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 17 Закона 44-ФЗ в планы закупок включается обоснование закупки в соответствии со статьей 18 Закона 44-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона 44-ФЗ «Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика». В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона 44-ФЗ «При формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, и установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов».

В соответствии с пунктом 7 статьи 18 Закона 44-ФЗ «Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются Правительством Российской Федерации».

В соответствии с Правилами обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 555 (далее – Правила обоснования закупок) указанные правила «устанавливают порядок обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с пунктом 2 Правил обоснования закупок «Обоснование закупок осуществляется заказчиками при формировании и утверждении:

а) планов закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд;»

В соответствии с пунктом 3 Правил обоснования закупок «При обосновании закупок заказчик осуществляет:

а) обоснование выбора объекта и (или) объектов закупки в сроки, установленные:

  • Правительством Российской Федерации для формирования и утверждения планов закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией для формирования и утверждения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно

б) обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в сроки, установленные:

  • Правительством Российской Федерации для формирования и утверждения планов-графиков закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией для формирования и утверждения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно».

В нарушении указанных требований План закупок не содержит обоснований объекта закупок и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Нарушение правил использования КТРУ в части наименования и характеристик объекта закупки в плане графике

План-график № 2019018020000380010001 (далее – План-график) Постоянного представительства Республики Хакасия содержит две позиции товара с указанием в графе «Наименование товара, работы, услуги по КТРУ» следующих объектов закупки (Таблица 2):

Наименование товара, работы, услуги по КТРУ Наименование товара, работы, услуги Единица измерения Средняя цена за единицу товара, работы, услуги (рублей)
19.20.21.120
Бензин АИ-95
Бензин АИ-95 Литр;^кубический дециметр
(л;^дм[3*])
68,67
19.20.21.300
Дизельное топливо
Дизельное топливо Литр;^кубический дециметр (л;^дм[3*]) 74,67

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона 44-ФЗ «Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок». В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Закона 44-ФЗ «В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:

1) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона;

2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта».

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 17 Закона 44-ФЗ в планы закупок включается наименование объекта и (или) наименования объектов закупки. Таким образом, позиции Плана-графика должны соответствовать Плану закупок. Однако это требование не выполняется.

Приведенные ранее правила указания наименования объектов закупки в соответствии с КТРУ действуют и в отношении наименования позиция Плана-графика. Однако КТРУ не содержит позиций с кодом «19.20.21.120» и наименованием «Бензин АИ-95» или «19.20.21.120: Бензин АИ-95». Также КТРУ не содержит позиций с кодом «19.20.21.300» и наименованием «Дизельное топливо» или «19.20.21.300: Дизельное топливо». Указанные позиции соответствуют категориям общероссийского классификатора ОКПД2:

  • 19.20.21.120 – Бензин автомобильный с октановым числом более 92, но не более 95 по исследовательскому методу;
  • 19.20.21.300 – Топливо дизельное

Как было сказано выше, КТРУ содержит обязательные к применению позиции для бензина автомобильного и топлива дизельного. Следовательно, в плане-графике наименование объекта закупки должно указываться в соответствии с наименованием объекта закупки, указанного в КТРУ. Однако это требование нарушено.

Указанный в Плане-графике объект закупки с кодом «19.20.21.120» в соответствии с ОКПД2 имеет описание «Бензин автомобильный с октановым числом более 92, но не более 95 по исследовательскому методу». В соответствии с Таблицей 1 данному описанию соответствует следующая позиция:

Код позиции КТРУ Наименование Дата начала обязательного применения позиции каталога Код по ОКПД2 Октановое число*
Экологический класс
19.20.21.125-00001 Бензин автомобильный АИ-92 экологического класса не ниже К5 (розничная реализация) 01.01.2018 (бессрочно) 19.20.21.125: Бензин автомобильный с октановым числом более 92, но не более 95 по исследовательскому методу экологического класса К5 ≥92 и <95
Не ниже К5

В соответствии с КТРУ позиция с указанными характеристиками имеет наименование «Бензин автомобильный АИ-92 экологического класса не ниже К5 (розничная реализация)». Именно это наименование должно быть указано в Плане-графике и в Плане закупок. Однако План-график содержит наименование объекта закупки «Бензин АИ-95», а план график – наименование «Нефтепродукты». Таким образом, указанное наименование объекта закупки противоречит указанному описанию объекта закупки (с октановым числом более 92, но не более 95 по исследовательскому методу), т.к. описание соответствует бензину АИ-92.

Для позиции Плана-графика «19.20.21.300: Дизельное топливо» в соответствии с Таблицей 1 с учетом положения об обязательном применении с 01.01.2018 г. должно использоваться одно из следующих наименований:

Код позиции КТРУ Наименование Дата начала обязательного применения позиции каталога Код по ОКПД2 Октановое число*
Экологический класс
19.20.21.315-00002 Топливо дизельное летнее экологического класса не ниже К5 (розничная поставка) 01.01.2018
(бессрочно)
19.20.21.315: Топливо дизельное летнее экологического класса К5 Не ниже К5
19.20.21.325-00002 Топливо дизельное зимнее экологического класса не ниже К5 (розничная поставка) 01.01.2018
(бессрочно)
19.20.21.325: Топливо дизельное зимнее экологического класса К5 Не ниже К5

В случае необходимости, в План-график можно включать обе позиции.

Таким образом, имеется нарушение в наименовании объектов закупки в Плане-графике. Причем указанное наименование и описание объекта закупки противоречат друг другу, что недопустимо.

Отсутствие обоснования обоснований объекта закупок и начальной (максимальной) цены контракта в Плане-графике

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 21 Закона 44-ФЗ в план-график в отношении каждой закупки включается информация «о наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);»

В соответствии с пунктом 12 Постановления правительства Республики Хакасия от 19 октября 2015 года N 533 «О порядке формирования. Утверждения и ведения планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Хакасия»:

«План-график закупок содержит приложения, содержащие обоснования в отношении каждого объекта закупки, подготовленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок”, в том числе:

обоснование начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяемых в соответствии со статьей 22 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок”;»

В соответствии с пунктом 2 Правил обоснования закупок «Обоснование закупок осуществляется заказчиками при формировании и утверждении:

б) планов-графиков закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.»

В нарушение указанных требований План-график не содержит обоснования закупки и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Нарушение правил использования КТРУ в части наименования и характеристик объекта закупки при проведении закупки

29 марта 2019 года в Единой информационно системе состоялось размещение закупки №0380200000119001495, наименование – «Поставка горюче-смазочных материалов для нужд Постоянного представительства Республики Хакасия», (далее – Закупка). Идентификационный код закупки (ИКЗ) 192770409148777100100100050011920244. Заказчик Закупки – Постоянное представительство Республики Хакасия. Закупка размещена 29.03.2019 в 17:46 (MSK+4 (UTC+7) Красноярск) по местному времени организации, осуществляющей закупку.

Информация о процедуре закупки (Таблица 3):

Дата и время начала подачи заявок 29.03.2019 17:46
Дата и время окончания подачи заявок 08.04.2019 08:00
Место подачи заявок Заявка на участие в электронном аукционе направляется участником аукциона оператору электронной площадки.
Порядок подачи заявок Заявка подается оператору электронной площадки в порядке, определенном оператором электронной площадки, информация о котором размещена по адресу http://www.rts-tender.ru.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 09.04.2019
Дата проведения аукциона в электронной форме 12.04.2019
Время проведения аукциона 09:45
Дополнительная информация Информация отсутствует

Информация об объекте закупки (Таблица 4):

Код позиции Наименование товара, работы, услуги
по КТРУ
Единица
измерения
Количество Цена за ед.изм. Стоимость
19.20.21.300 Топливо дизельное Литр;^кубический дециметр 2 800 74,67 209 076,00
19.20.21.120 Бензин автомобильный с октановым числом более 92, но не более 95 по исследовательскому методу Литр;^кубический дециметр 16 800 68,67 1 153 656,00

В соответствие с пунктом 5 статьи 63 Закона 44-ФЗ «в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:

1) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;»

В соответствие со статьей 42 Закона 44-ФЗ «заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным “законом”. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным “законом”, следующая информация:

1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;

2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта».

В соответствие с пунктом 1 статьи 64 Закона 44-ФЗ «документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;».

В соответствии с указанными выше требованиями, наименование объекта закупки должно соответствовать наименовании соответствующих позиций КТРУ. Приведенные в Таблице 4 наименования объектов закупки не соответствуют наименованиям позиций КТРУ (Таблица 1).

В соответствие с пунктом 12 статьи 21 Закона 44-ФЗ «не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках».

В нарушение указанной нормы Закупка содержит информацию, не соответствующую информации, указанной в Плане-графике (Таблица 5):

Наименование товара, работы, услуги по КТРУ
в Плане-графике
Наименование товара, работы, услуги по КТРУ
в Закупке
19.20.21.300
Дизельное топливо
Топливо дизельное
19.20.21.120
Бензин АИ-95
Бензин автомобильный с октановым числом более 92, но не более 95 по исследовательскому методу

Как было сказано выше, субъект закупки «Бензин автомобильный с октановым числом более 92, но не более 95 по исследовательскому методу» соответствует бензину АИ-92, тогда как в Плане-графике указан «Бензин АИ-95».

В соответствии с Приложением 1 к Техническому Регламенту Таможенного Союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 826 (далее – Регламент 013/2011):

«1. Обозначение автомобильного бензина включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.

1.1. Первая группа: буквы АИ, обозначающие автомобильный бензин.

1.2. Вторая группа: цифровое обозначение октанового числа автомобильного бензина (80, 92, 93, 95, 96, 98 и др.), определенного исследовательским методом».

Таким образом, указанный в плане-графике объект закупки «Бензин АИ-95» имеет определенное исследовательским методом октановое число 95. В то же время наименование субъекта закупки в Закупке содержит описание «Бензин автомобильный с октановым числом более 92, но не более 95 по исследовательскому методу». Таким образом, это два разных бензина, т. е. различные объекты закупок.

Следовательно, Закупка содержит в нарушение требований не только иное наименование субъекта закупки, но и иной вид объекта закупки. Таким образом, было допущено нарушение требований пункта 12 статьи 21 Закона 44-ФЗ.

В составе документации Закупки имеется обоснование начальной (максимальной) цены контракта (далее – Обоснование), в котором определяется цена на товар «Бензин АИ-95», что не соответствует указанному в закупке наименованию товара, работы, услуги по КТРУ. Помимо неверного наименования, Обоснование содержит информацию о существенно ином объекте закупки, чем в Закупке. Таким образом, Обоснование не содержит обоснования цены для объекта Закупки «Бензин автомобильный с октановым числом более 92, но не более 95 по исследовательскому методу», что является нарушением требования пункта 1 статьи 64 Закона 44-ФЗ.

Проведение аукциона вне установленного времени

В соответствие с пунктом 2 статьи 68 Закона 44-ФЗ «электронный аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении и определенный с учетом части 3 настоящей статьи день. Время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик».

В соответствии с информацией о процедуре закупки (Таблица 3), оператором электронной площадки было установлено время проведения аукциона в 9:45. Учитывая адрес местонахождения заказчика (Российская Федерация, 123001, Москва, переулок Мамоновский, 6), указанное время соответствует московскому времени.

В соответствии с Протоколом №2 подведения итогов аукциона в электронной форме на поставку горюче-смазочных материалов для нужд Постоянного представительства Республики Хакасия от 16 апреля 2019 г., аукцион состоялся 12 апреля 2019 года с 5:45 до 6:17 (время московское).

Таким образом, электронный аукцион проведен в ненадлежащее время, что является нарушением порядка проведения электронных аукционов.

Изменение объекта закупки

В соответствие с пунктом 4 статьи 64 Закона 44-ФЗ «к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации». К Закупке в части 6 Аукционной документации приложен проект контракта (далее – Проект), в соответствии с пунктом 2.1 которого предметом контракта является услуга: «2.1. Поставщик обязуется в обусловленный Контрактом срок оказать услуги по поставке топлива (далее – Товар)». Хотя в тексте и присутствует слово «Товар», оно в соответствии с пунктом 2.1 Проекта определяется как оказание услуг по поставке топлива.

В соответствии с пунктом 2.3 Проекта «Наименование, количество, качество и цена приобретаемого по Контракту Товара определены в Технических требованиях (Приложение №1 к Контракту) и Спецификации (Приложение №3 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью Контракта». В Приложении №1 Проекта указано:

Технические требования

1.Наименование и количество поставляемого Товара

п/п Наименование услуги Характеристика товара
1 Бензин АИ -95
дизельное топливо ДТ
2 Стоимость карты
3 Формат карты
4 Срок службы карты
5 Электронная карта (ЧИП)
6 Сеть безоператорных АЗС
7 Предоставление отчетных документов -по электронной почте -интернет отчеты в режиме реального времени -по факсу -почтовая рассылка
8 Страна происхождения

Таблица содержит колонку «Наименование услуги», что подтверждает довод о том, что предметом Проекта является услуга, а не товар. Также перечень пунктов таблицы «Наименование и количество поставляемого Товара» не соответствует Плану-графику.

В соответствие с пунктом 12 статьи 21 Закона 44-ФЗ «не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках».

План-график, как указано в Таблице 2, содержит следующие объекты закупки:

Наименование товара, работы, услуги по КТРУ Наименование товара, работы, услуги Единица измерения Средняя цена за единицу товара, работы, услуги (рублей)
19.20.21.120
Бензин АИ-95
Бензин АИ-95 Литр;^кубический дециметр
(л;^дм[3*])
68,67
19.20.21.300
Дизельное топливо
Дизельное топливо Литр;^кубический дециметр (л;^дм[3*]) 74,67

В соответствии с пунктом 2.1 Регламента ТР ТС 013/2011:

«автомобильный и авиационный бензин – жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с искровым воспламенением;

дизельное топливо – жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия;»

Таким образом, автомобильный бензин и дизельное топливо не являются услугами. Из этого следует, что документация об осуществлении Закупки содержит информацию, не соответствующую информации, указанной в Плане-графике, что является нарушением законодательства (пункт 12 статьи 21 Закона 44-ФЗ).

Описание объекта закупки указано в части 7 Аукционной документации и приложено отдельным файлом. В соответствии с этим файлом:

Спецификация – наименование и количество поставляемых товаров

пп Наименование предмета закупки Условия и сроки поставки Объемы поставки Единица измерения
1 Бензин Аи-95 В соответствии с условиями тех. задания. Срок поставки: с даты заключения контракта по 31.12.2019 г. 16800 литр
2 Дизельное топливо евро 4 2800 литр

Для второй позиции указано дополнительное описание, ранее не упоминавшееся ни в одном документе («евро 4»). Указанные в колонке «Наименование предмета закупки» наименования также не соответствуют позициям Плана-графика, что является нарушением законодательства (пункт 12 статьи 21 Закона 44-ФЗ).

Отсутствие обоснования включения дополнительных требований

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон 135-ФЗ) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При этом если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом «использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;».

Техническое задание, являющееся неотъемлемой частью аукционной документации, содержит ряд требований к товару:

  • Дизельное топливо евро 4;
  • Поставка ГСМ по электронным топливным картам, в том числе в исполнении ЧИП – брелок, для заправки в безоператорном режиме;
  • Формат карт: электронная топливная карта с встроенным микропроцессором (ЧИП), с персональным ПИН-кодом, с дистанционным управлением;
  • Поставка ГСМ осуществляется с использованием электронных топливных карт, в том числе в исполнении ЧИП – брелок, (далее «Карта») через внешний терминал без участия оператора (принцип-банкомата);
  • Общее количество АЗС в г. Москве и Московской области для поставки топлива для нужд Полномочного представительства Республики Хакасия в Российской Федерации должно быть не менее 180 станций.
  • Количество автоматизированных АЗС, производящих отпуск топлива в безоператорном режиме должно быть не менее 80 (восемьдесят) единиц на территории Москвы (в пределах МКАД), не менее 40 (сорока) АЗС в Московской области.
  • Поставка топлива осуществляется на автоматизированных АЗС г. Москвы и Московской области круглосуточно.
  • Изменение состояния карт (установка лимитов, изменение размеров лимитов на картах, смена сортов топлива) без дополнительной оплаты и без посещения офиса Поставщика (дистанционное управление состоянием карт).
  • Блокирование карт по требованию Заказчика, в том числе как утерянных карт, по телефонному звонку Заказчика;
  • Экстренная блокирование карт, в случае утери карт, через личный кабинет (ресурс дистанционного блокирования карт) во вне рабочие часы офиса Поставщика).
  • Информирование об остатке денежных средств, запланированных для реализации по договору ( контроль цены договора- обязателен).
  • Оказание информационно-технических услуг по договору без оплаты комиссионных за предоставленные услуги
  • Предоставления кредитной линии ( over-draft) с отсрочкой платежа на срок до 15 дней без изменений условий Контракта
  • Наличие ресурса «Мобильное приложение – интерактивная карта «ЭЛ-Контракт» для определения расположения безоператорных АЗС в Московском регионе.

В соответствии с пунктом 4.2 Проекта «Качество поставляемого Заказчику Товара должно соответствовать стандарту эксплуатации транспортных средств с экологическим классом и техническими параметрами не ниже ЕВРО-5». Это требование противоречит приведенному выше требованию Технического задания, где указано, что предметом поставки является «Дизельное топливо евро 4».

В соответствии со статьей 33 Закона 44-ФЗ ввиду использования указанных выше требований в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования этих требований. Однако такого обоснования в документации не содержится, что является нарушением законодательства.

Также необходимо отметить, что понятия «Евро-4» и «Евро-5» относятся не к топливу, а к автомобилям и являются экологическими стандартами, регулирующими содержание вредных веществ в выхлопных газах. Обязательная сертификация автотранспортных средств на соответствие международным экологическим стандартам Евро начала действовать в России с 2007 года после ввода Технического регламента (ТР) «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N 609. Однако указанный Технический регламент был отменен и с 1 января 2015 года сертификат Евро не выдается.

В отношении топлива в соответствии с ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-2004) маркировка «евро» используется в следующем виде:

«Настоящий стандарт устанавливает следующие марки бензинов – Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 и их виды: I – код ОКП 02 5116; II – код ОКП 02 5117; III – код ОКП 02 5119.

Пример условного обозначения продукции при заказе и в технической документации:

  • “Бензин неэтилированный Премиум Евро-95 (Супер Евро-98) вид I, ГОСТ Р 51866-2002”;
  • “Бензин неэтилированный Премиум Евро-95 (Супер Евро-98) вид II, ГОСТ Р 51866-2002”;
  • “Бензин неэтилированный Премиум Евро-95 (Супер Евро-98) вид III, ГОСТ Р 51866-2002″».

Однако в соответствии с требованиями Закона 44-ФЗ в аукционной документации допускается использование только наименований в соответствии с КТРУ для позиций, у которых наступила дата начала обязательного применения.

Таким образом, аукционная документация не только не содержит обоснования дополнительных требований к объекту закупки, но также содержит противоречивые требования, а также требования на соответствие недействующим нормативным документам, к тому же не имеющими отношения к объекту закупки, что является нарушением законодательства.

Ограничение конкуренции и количества участников закупки

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ «в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами “или эквивалент” либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование».

В Техническом задании, являющемся неотъемлимой частью Аукционной документации, имеется указание на товарный знак (знак обслуживания или фирменное наименование): «Наличие ресурса «Мобильное приложение – интерактивная карта «ЭЛ-Контракт» для определения расположения безоператорных АЗС в Московском регионе». В соответствии с Протоколом 2 победителем аукциона стало Общество с ограниченной ответственностью “ЭЛ-Кoнтpaкт”. Как видим, наименование победителя совпадает с фирменным наименованием (товарным знаком, знаком обслуживания), указанным в приведенном выше требовании.

Очевидно, что требование о наличии ресурса «Мобильное приложение – интерактивная карта «ЭЛ-Контракт» ограничивает круг потенциальных участников аукциона, тем самым ограничивая конкуренцию. В конкурсной документации отсутствует обоснование требования о наличии ресурса «Мобильное приложение – интерактивная карта», в том числе и «Мобильное приложение – интерактивная карта «ЭЛ-Контракт».

В силу части 1 статьи 17 Закона 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 63 Закона 44-ФЗ:

«требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе».

В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона 135-ФЗ «Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа».

Также к действиям, ведущим к ограничению конкуренции, относится и указание наименования и кода объекта закупке не в соответствии с КТРУ. Предусмотренная функционалом ЕИС возможность осуществлять поиск закупок всех товаров, соответствующих позиции КТРУ (поиск закупок из каталога) не позволяет потенциальным участникам закупок найти данную закупку, так как заказчик не установил связь позиции Плана закупок, Плана-графика, извещения Закупки с позицией КТРУ. В нарушение требования об обязательном применении информации соответствующих позиций каталога, в ИТС и аукционной документации был указан несуществующий код и наименование позиции КТРУ.

Данное нарушение неизбежно приводит к ограничению числа участников аукциона и неэффективному расходованию бюджетных средств. С введением КТРУ производители и дилеры товаров осуществляют поиск закупок через каталог, однако при поиске через каталог данная закупка не попадает в поисковые выдачи. Таким образом, указанные действия нарушают требования п.2 ч. 1 ст. 63 Закона 44-ФЗ и ч.1 ст.17 Закона 135-ФЗ.

Указание в аукционной документации необоснованных требований к условиям поставки объекта закупки, а также необоснованных и противоречивых требований к самому объекту закупки также нарушает требования п.2 ч. 1 ст. 63 Закона 44-ФЗ и ч.1 ст.17 Закона 135-ФЗ и относится к действиям, ограничивающим конкуренцию.

Учитывая приведенные выше аргументы, прошу дать законодательную оценку действиям соответствующих должностных лиц и принять надлежащие меры прокурорского реагирования, вплоть до отмены в судебном порядке результатов электронного аукциона.

Информацию о принятых мерах прошу направить по адресу: 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Щетинкина, д. 24, каб. 404, а также на адрес электронной почты 19region@onf.ru

Руководитель Регионального исполкома

ОНФ в Республике Хакасия Е. В. Мамаев

Подписаться
Уведомление о
Комментарии перед публикацией проверяются администраторами, поэтому:
  • не надо нецензурно выражаться и оскорблять кого бы то ни было;
  • не надо размещать ссылки на подозрительные сайты;
  • не надо размещать угрозы, призывы к насилию, экстремизму и прочим противоправным действиям;
  • не надо оставлять бессмысленные комментарии.

Работает автоматический фильтр спама. Если вы что-то написали, а ваш комментарий удалили, попробуйте написать еще раз, но с учетом перечисленных выше правил.

Комментарии перед публикацией проверяются администраторами, поэтому:
  • не надо нецензурно выражаться и оскорблять кого бы то ни было;
  • не надо размещать ссылки на подозрительные сайты;
  • не надо размещать угрозы, призывы к насилию, экстремизму и прочим противоправным действиям;
  • не надо оставлять бессмысленные комментарии.

Работает автоматический фильтр спама. Если вы что-то написали, а ваш комментарий удалили, попробуйте написать еще раз, но с учетом перечисленных выше правил.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x
Exit mobile version