Домой Политика Берите суверенитета, сколько хотите: что получила Хакасия, выйдя из состава Красноярского края?

Берите суверенитета, сколько хотите: что получила Хакасия, выйдя из состава Красноярского края?

Флаг РХ
Фото: Верховный Совет РХ

Вот уже четвертый десяток лет Хакасия формирует собственную систему общественно-политического устройства. Она полностью соответствует общефедеральной модели, но при этом имеет ряд интересных отличий, в том числе от самого близкого соседа – Красноярского края.

Формально политические системы российских регионов единообразны, однако очень существенная разница наблюдается в ментальных особенностях. На днях, например, состоялся показательный визит врио губернатора Красноярского края Михаила Котюкова в Минусинск. В южной столице края его встречали как действующего губернатора: жаловались на муниципальную власть, задавали вопросы, ожидали решения проблем. Михаил Котюков устроил разнос местным чиновникам и дал поручения, отметив, что их выполнение будет скрупулезно контролироваться.

Также Минусинск ожидает серьезная финансовая проверка по факту использования средств, израсходованных на масштабную реконструкцию и строительство городских объектов в связи с празднованием 200-летия города. То есть Котюков ведет себя как хозяин региона, и дело отнюдь не в его личности, а в многолетней традиции.

В Красноярском крае традиции менять губернаторов в стиле назначения уже два десятка лет: Москва предлагает красноярцам нового главу, после чего проводятся выборы. В предыдущие годы в них участвовали разные кандидаты, но по большому счету это скорее были референдумы, в ходе которых избиратели давали согласие, чтобы регионом руководил рекомендованный федеральным центром политик.

Система рабочая и действовала безотказно, да и люди привыкли, что смена внутрирегионального политического курса происходит исключительно по инициативе сверху. Так к руководству Красноярским краем приходили Лев Кузнецов, Виктор Толоконский, Александр Усс. Пока в этой же парадигме действует врио губернатора Михаил Котюков, у которого есть оппоненты, но насколько реальными соперниками они будут и сломается ли традиция, – увидим уже в ближайшее время.

Хакасия имела шанс на суверенитет, и она им воспользовалась

В Хакасии этой осенью пройдут выборы во всех смыслах этого слова. Предпочтения федерального центра видны, но при этом процедура назначения врио в Хакасии не применена. Свое право руководить республикой политикам надо будет отстоять в ходе конкурентных выборов. Разница существенная как для самих претендентов на власть, так и для жителей региона, у которых есть возможность выбирать между разными подходами управления республикой: текущий глава демонстрирует один подходи, депутат Госдумы – другой, а в обойме ещё целых четыре кандидата, у каждого из которых свой взгляд, и это, согласитесь, принципиально отличает Хакасию от Красноярского края.

Несколько разные принципы заложены и в работе законодательной власти. Например, Верховный Совет Хакасии – один из лидеров России по числу присутствующих в нём партий. В республиканском парламенте каждого из созывов представлены различные политические силы, что есть далеко не во всех регионах. При этом до настоящего времени существовала традиция – распределять места в президиуме ВС РХ таким образом, чтобы даже самые маленькие фракции получали возможность войти в число руководителей Верховного Совета.

Есть существенные особенности и при выборах местной власти. В Красноярском крае глав городов назначают из числа депутатов, либо депутаты выбирают из списка предложенных кандидатов. В Хакасии действует система прямых выборов мэров городов и руководителей районов, что очень хорошо вписывается в демократические нормы формирования органов муниципальной власти.

Став отдельным регионом России, Хакасия обрела настоящую самостоятельность и получила возможность идти своим, особенным путем. Прежде всего это касается общественной-политической системы, которая имеет самый главный плюс: она базируется на демократических принципах, заложенных ещё в начале девяностых, в годы становления Республики Хакасия.

Александр Соловец

Exit mobile version